Тем, кто впервые оказался на Севере Сибири или, скажем, на Аляске, может показаться, что здесь почти ничего не живет и уж те более ничего не меняется, так как здесь круглый год вечная мерзлота. Но это лишь первое впечатление, на самом деле в наши дни здесь происходят очень заметные изменения, которые, однако могут привести к климатической катастрофе. Эндрю Якобсон, профессор геологии из Северо-Западного Университета США говорит, что в наши дни таяние зон вечной мерзлоты идет чрезвычайно высокими темпами. Якобсон сравнивает зону вечной мерзлоты в северном полушарии нашей планеты с часовым механизмом бомбы. На сегодня в зоне вечной мерзлоты находится примерно пятая часть всей поверхности суши в северном полушарии.
Под слоем льда здесь в большинстве своем болота, промерзшая почва, останки древних растений и даже животных. А еще здесь есть углекислый газ и метан, который с потеплением климата и таянием вечной мерзлоты высвобождается и попадает прямиком в атмосферу планеты. По оценкам западных исследователей сейчас в вечной мерзлоте еще покоятся не менее 1600 гигатонн углекислого газа, при том, что содержание СО2 в атмосфере по всей планете сейчас на превышает 850 гигатонн. Одна гигатонна составляет 1 млрд метрических тонн вещества.
"Вечная мерзлота всегда служила для Земли неким бездонным поглотителем углекислого газа. Однако процесс глобального потепления грозит нам растоплением мерзлоты и запуском процесса, который шел миллионы лет в обратном направлении, причем по супербыстрому сценарию. Если мерзлота начнет отдавать хранящийся там CO2, то процесс глобального потепления ускорится в разы", - говорит профессор Якобсон.
По его расчетам, чем больше мерзлоты будет таять, тем активнее будет происходить потепление и это в свою очередь будет лишь ускорять дальнейшие процессы таяния. В итоге получается замкнутый круг, который с каждым оборотом становится все более опасным.
Эндрю Якобсон с коллегами, работающими в рамках научного проекта по исследованию арктических регионов, в этом году провели исследование воды в реках, находящихся в 250-километровой зоне от полярного круга. Значительная часть исследований проводилась на территории Аляски и Канады. Исследователь говорит, что добраться до большинства таких приполярных рек и водоемов нелегко - здесь почти нет дорог, погода, как правило, всегда плохая, а сами условия никак не способствуют научной работе. И тем не менее, поставленная задача была выполнена.
Геологи выполнили комплексный и взаимодополняющий анализ не только уровней CO2, но и изотопов таких элементов, как кальций и стронций, которые выполняют роль природных маркеров, указывающих на скорость таяния вечной мерзлоты. Первичные данные ученых показали, что реки и зоны еще существующей вечной мерзлоты имеют совершенно разные композиции изотопов кальция и стронция.
Якобсон говорит, что когда мерзлота в летний период тает, то большая часть талой воды идет в реки и летом исследователи зафиксировали серьезный рост искомых изотопов, что говорит об их поступлении из зон мерзлоты. Причем, если раньше повышенное содержание наблюдалось лишь полтора-два месяца, сейчас почти все лето в реках содержатся "изотопы мерзлоты", что говорит об активизации процессов таяния.
Последние исследования были проведены в Аляске в мае этого года. В следующий раз на места сбора проб геологи планируют вернуться в октябре этого года.
Источник: cybersecurity.ru
|