Российский рекламный рынок провалил первый с конца 90-х экзамен на живучесть. Времена, когда индустрия бежала впереди паровоза экономики канули в лету вместе с оптимистичными прогнозами относительно ее будущего. В первом полугодии 2009 года рекламный рынок поставил очередной рекорд падения - 35% в рублях. В самом непредсказуемом сегменте - интернете - до сих пор не поймут: упали ли доходы от рекламы или выросли.
В первом полугодии индустрия пережила сокращение объемов по всем фронтам: телевидение не досчиталось порядка 20% доходов в рублях, пресса - 44%, радио - 35%, наружная реклама - 45%. Неопределенность, связанная с отсутствием консолидированной оценки участников сегмента, существует только в интернете.
Телевидение
Объем рынка телевизионной рекламы в первом полугодии 2009 года по предварительной оценке Аналитического центра "Видео Интернешнл" (АЦВИ) составил порядка 52 миллиардов рублей, что приблизительно на 21% меньше, чем за аналогичный период 2008 года.
"Показательно, что темп падения рынка во втором квартале 2009 года практически не изменился по сравнению с первым кварталом, что свидетельствует о стабилизации рынка", - объясняет Sostav.ru заместитель директора по маркетинговым исследованиям АЦВИ Роман Кузнецов.
По его словам, незначительное снижение во втором квартале (ориентировочно в пределах 1%) отчасти можно объяснить трансляцией Чемпионата Европы по футболу в июне 2008 года, которая привлекла дополнительные рекламные бюджеты.
Пресса
По итогам первого полугодия, отрасль прессы недосчиталась 44% доходов, следует из данных АЦВИ, подготовленных специально для Sostav.ru. Объем рекламы в центральной прессе снизился почти наполовину: с 22,7 миллиардов рублей до 12,8 миллиардов рублей.
Эксперт АЦВИ Александр Ефремов склонен считать, что дальнейшего ускорения падения пресса пока не показывает.
Радио
По данным участников рынка, падение доходов радиорынка в первом полугодии в некоторых регионах достигло 35%. Объем рекламы в минутах по Москве сократился на 10% - данные TNS Media Intelligence.
Со слов и.о. генерального директора "Граммофон" ("Русская медиагруппа") Алексея Балабана, произошел приток мелких рекламодателей с небольшими бюджетами. "В конце первого полугодия радиорынок стабилизировался - это единственная четкая тенденция, которую можно описать", - констатирует руководитель "Медиа Плюс" ("Европейская медиагруппа") Мария Смирнова.
Наружная реклама
За шесть месяцев текущего года объемы сегмента наружной рекламы сократились на 40-45% в рублях к аналогичному периоду 2008 года. Рынок пытается найти точку стабилизации, считают в "ЭСПАР-Аналитик", однако делать какие-либо прогнозы еще рано: рекламодатели до сих пор не определились с осенней картиной своих бюджетов.
"Во втором квартале наблюдалось некоторое проседание, - объясняет генеральный директор "ЭСПАР-Аналитик" Андрей Березкин, - но оно было своеобразным: на фоне роста коммерческих загрузок продолжалось падение цен, которое оказалось более значительным, чем в I квартале".
Интернет
Предварительные данные по итогам полугодия рисуют весьма спорную картину. Падение объемов онлайн-рекламы оценивается от 0 до 20%. Некоторые игроки и вовсе говорят о росте.
Лишь одна крупная компания - "Рамблер" официально опубликовала данные о падении выручки. Оно составило 18%. Президент ассоциации "Интернет и бизнес" Алексей Беляев считает любые оценки преждевременными.
В I квартале сокращение доходов интернет-сегмента, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), составило 15%. В четверг АКАР опубликует данные объемов рекламного рынка по итогам первого полугодия 2009 года.
Источник: OnAir
|