Второй муж Примадонны Александр Стефанович: Алла Борисовна недавно разразилась откровенным интервью, в котором рассказала о своих мужьях - один из них потрясен публикацией.
После юбилейного интервью певицы журналу "Семь дней" ее второй муж Александр Стефанович попросил ответного слова.
«Я НЕ ХОТЕЛ ПОРТИТЬ ЕЙ ПРАЗДНИК"
- Перед юбилеем Аллы я давал бесчисленное количество интервью (в том числе присланному ею корреспонденту «Радио «Алла»), где в отличие от «мемуаров» Болдина (третий муж А. Б. - Ред.) и других товарищей очень уважительно отзывался о ней и ее творчестве. В общем, старался не портить праздник женщине, которая дарила мне свою любовь. А потом читаю вот это....
- Давайте по пунктам. К моменту вашего знакомства, утверждает Пугачева, она уже снялась в фильме «Женщина, которая поет» и была названа лучшей актрисой, так?
- Возьмите любой киносправочник и прочитайте: «Женщина» прошла по экранам в 1978 году, а в 1979-м читатели «Советского экрана» назвали ее самой популярной актрисой года. Мы же познакомились и начали жить вместе за три года до этого, в 1976-м. Нас познакомил Леня Дербенев (поэт-песенник. - Ред.). Он сказал: «Саша, нужно помочь одной талантливой девочке, только учти, она без тормозов». Ни ее имени, ни фамилии я до того не слышал. Пришел к Дербеневу в гости. А там - девчонка, губастая, рыжая, стройная, как сейчас ее дочь Кристина, только помоложе. Села за рояль и целый вечер развлекала нас песнями и пародиями. Произвела на меня, не скрою, сильное впечатление.
А я человек молодой, одинокий. Пригласил ее в ресторан. Там она выкинула такой трюк - разрезала ножом руку, выдавила кровь на первой странице моей записной книжки и написала: «Определите на досуге мою группу. Потому как петь - мое кровное дело». Это звучало как приглашение к действию. Я пригласил ее к себе домой. На столе у меня стояла пишущая машинка. Когда она вышла из комнаты, я настучал на листочке: «Алла, ты мне безумно нравишься! Ты самая прекрасная певица на свете, а, кроме того, самая очаровательная женщина. Я очень рад, что у тебя нашлось немного времени для меня, и этого я никогда не забуду. Я сегодня почти счастлив, если оно (счастье), конечно, есть.
По этому поводу Дербенев уже написал бы десять песен, а я одним пальцем на машинке стучу, что придет в голову». А когда я вышел из комнаты и потом вернулся, то на том же листочке она приписала: «Саша, пусть будет так… не знаю как. Но пусть будет! Один йог сказал: если нельзя, но очень хочется, то можно!» У этого «эпистоляра» был подтекст. В ресторане мы выяснили, что у меня на тот момент была невеста, а у Аллы - жених, армянский музыкант (Константин Орбелян. - Прим. авт.). И каждый был как бы связан. А поскольку нельзя, но очень хочется, то… С этого момента мы начали вместе жить. А на следующее утро за завтраком я подарил ей свою первую идею. В записной книжке, рядом с ее автографом и капелькой крови я написал на соседней странице: «Идея! Театр Аллы Пугачевой»… В декабре 76-го я перебрался в ее однокомнатную квартиру на Вешняковской, возле МКАД. Она была донельзя запущенная и абсолютно пустая. Убранство составляли полосатый матрас на полу и огромное количество пустых бутылок. (Там часто гуляли участники ее бывшего ансамбля «Веселые ребята») Я эти сто сорок бутылок вынес на лестничную площадку, навел порядок, и мы там стали жить.
- Как началось ваше сотрудничество?
- Каждый из нас занимался своим делом. Алла выступала с концертами, ездила по гастролям, а я снимал кино. Но я приглядывался к тому, что она делает. Я смотрел на эстраду, в которой она крутилась, как «человек со стороны», и поэтому давал ей советы, которые «традиционным» эстрадникам, наверное, не пришли бы в голову. Через какое-то время я напечатал на пишущей машинке пять строчек и повесил над столом в нашей кухне.
Это была стратегия ее будущего образа. Первый пункт «Театр Аллы Пугачевой» я придумал еще после нашего первого свидания: театрализация песни - не стоять, как столб, у микрофона (что делали тогда все певцы), а обыгрывать сценическое пространство, костюм, реквизит, даже тот же микрофон. Второе - исповедь на сцене: петь и заказывать поэтам песни только от первого лица. Третье - не петь «гражданских» песен. Твоя тема - женское одиночество. Не нужно (это четвертое) пытаться петь на английском, потому как на эстраде, где царят Пьеха, Ротару и прибалты, пустует ниша русской певицы. И наконец, пункт пятый - «Пугачевский бунт»: грамотное управление слухами, появление и «пропажа» с телеэкрана и т. д. Только поймите, это был не какой-нибудь мрачный и незыблемый план по захвату эстрады, а веселые шутливые советы, которым она могла следовать, а могла и не следовать. Но она мне доверяла. И что получилось, то получилось. Мы просто резвились. Мы были молоды и азартны.
КАК АЛЛА СТАЛА ЛЮБЕРЕЦКИМ СИРОТОЙ
- А кто придумал композитора Горбоноса? Алла Борисовна всюду утверждает, что она?
- Пугачева часто жаловалась, что нет новых песен. Ну я и говорю: давай, сочиняй сама. Она: что, я буду их дома петь? Это же нужно аранжировать, записать, протолкнуть на телевидение, кто туда пустит композитора Пугачеву - я же не член Союза. Я говорю: а ты попробуй. Прочитал ей свой любимый сонет Шекспира: «Уж если ты разлюбишь, так теперь…» Она робко наиграла какую-то мелодию. Я сделал вид, что в восторге. Молодец, гениально, давай. Дальше - вот тебе Мандельштам: «Ленинград, я еще не хочу умирать…» А вот Кайсын Кулиев: «Женщина, которую люблю». А можно, говорит Алла, я слова изменю на «Женщина, которая поет»? Валяй, меняй. Получились три песенки. Я под свою картину «Диск» (про «Песняров») записал их ночью на «Мосфильме». Хорошо, что не поймали, могли бы уволить за такие фокусы.
А в этот момент начинаются съемки фильма «Третья любовь», где она снимается у Саши Орлова, нашего общего товарища. Она приносит эти песни в группу. Песни Орлову нравятся, он снимает их под готовую фонограмму. В этот момент Александр Сергеевич Зацепин, уважаемый композитор этого фильма, совершенно справедливо устраивает скандал. Почему неизвестно откуда в фильме появились чужие песни? Он пишет гневное письмо Николаю Трофимовичу Сизову, суровому человеку, генералу милиции, руководившему «Мосфильмом». Меня вызывают в дирекцию, потому что уже все знают, что за всеми фокусами Пугачевой стою я. Сурово спрашивают: «Что это она там за песни поет?» И я начинаю импровизировать: «Понимаете, в Люберцах живет мальчик, его возят на коляске, он парализован, скоро умрет. Пугачева из жалости взяла его песенки.
Да, они, конечно, слабые, но мальчик умрет, если вы их выбросите, и это будет на вашей совести». - «Как его зовут?» И тут я почему-то вспоминаю, что в детстве меня выгнали из школы за драку с мальчиком, которого звали Борис Горбонос. Я с перепугу называю его фамилию. «Проверим, можете идти». Я вбегаю в павильон, там перерыв, говорю: Пугачева, быстро в машину. Мы мчимся в ВААП (Агентство авторских прав. - Прим. авт.), регистрируем ее псевдоним «Борис Горбонос». Возвращаемся обратно на студию, думаю: все равно могут разоблачить. Завожу ее в кабинет Георгия Данелия, нашего худрука. Надеваю на нее свой пиджак пиджак, галстук, рубашку. Мои гримеры наклеивают ей усы, надевают парик. На пюпитр ставится роскошная фотография Пугачевой. А рядом сидит такой убогий мальчик. Делаем фото. Я торжественно отношу фото гения из Люберец в дирекцию.
Сизов смотрит, вздыхает и произносит: «Черт с ним. Песня «Женщина, которая поет» остается и дает название всему фильму. А потом после его выхода мы во всем признаемся, публикуем эти фотографии и раскручиваем новую историю. Народ рыдает - оказывается, Пугачева-то не только лучшая певица и актриса, она еще и композитор. Все лежат… Это один из многих трюков, которые я провернул. Были, конечно, у Аллы и слабые стороны. На эстраде в то время была мощная конкуренция девочек ее поколения. Лариса Долина, Ирина Отиева, Ирина Понаровская. Они окончили консерватории, у них голоса были - дай Бог! Пугачева рядом не лежала с их голосами. Но у нее был артистизм. И поэтому ставка была сделана на него. Пугачева - яркий, талантливый, самодостаточный человек. Она пробилась бы на эстрадный Олимп и без моих советов и фокусов, но только ее образ был бы тогда, наверное, другим.
- А вот, что пишет Алла Борисовна в интервью "Семи дням": «Список у него действительно был, но другого формата: машина - квартира - мои деньги»…Этот список вы повесили у нее на холодильнике.
- Коварный муж решил обокрасть жену и для этого повесил на видное место план захвата ее имущества! Смешно. Машину «Жигули», на которой мы ездили, я привез из Ленинграда. Квартиру получили на третий год совместной жизни, по ходатайству Москонцерта, в котором работала Алла, и «Мосфильма», где работал я. Причем по действующим тогда правилам она, как рядовая артистка без звания, при всей ее популярности могла рассчитывать только на «санитарную норму» 7 или 8 квадратных метров, и я как жилец - на столько же. Но как режиссер и кинодраматург, член Союза кинематографистов имел право на большую дополнительную площадь для творческой работы дома. Так, вместо двухкомнатной мы получили четырехкомнатную квартиру на Тверской.
- А насчет денег?
- Поскольку мне брошено такое обвинение, то могу ответить. Многие были уверены, что Пугачева после концерта на стадионе уходит с мешком денег. Но ее ставка была 8 рублей. За выступление. Сколько таких концертов она могла сделать в месяц? Ну 20. Умножим 8 на 20 - 160 рублей! Все. Весь ее доход. Правда, иногда она давала левые концерты. За это тогда сажали. Поэтому раз в полгода примерно она тайком привозила тысячу-полторы. И эти деньги сразу же направлялись на сберкнижку ее матери Зинаиды Архиповны. Это называлось «фонд Кристины», и я к нему не имел никакого отношения. Теперь, уж извините, дорогие читатели, отчитаюсь за свои бабки. Я ежемесячно получал зарплату режиссера-постановщика «Мосфильма», которая была около 300 рэ. (Инженеру тогда платили 70 - 80 в месяц.) За каждый свой фильм, который я ставил один за другим, я получал постановочные по 10 000 рэ и плюс гонорары за сценарии к каждому фильму - по столько же, но самую большую прибыль давали потиражные. А я написал несколько сценариев с Сергеем Владимировичем Михалковым (дай ему Бог здоровья), и наши фильмы выходили самым большим в стране тиражом, а это приносило по 30 000 рэ с картины. Совсем упарился, считая. Но это к вопросу, на чьи деньги жила наша семья.
...ВЫПЬЮ КОНЬЯЧКУ - И ТЯНЕТ НА БОЛЬШЕОЕ И ЧИСТОЕ...
- А правда, что у вас был фиктивный брак, потому нужна была прописка в Москве, как это утверждает Пугачева?
- У Аллы было столько мужей и таких разных по своим пристрастиям, что она уже запуталась, с кем фиктивно, а с кем как. Не буду на эту тему много распространяться. У меня в архиве сохранилась целая пачка любовных писем от нее и записок из той самой пишущей машинки. Они носят настолько интимный характер, что я их никогда не покажу журналистам. Но некоторые, самые невинные, продемонстрирую. Вот, к примеру, такой фрагмент из письма «фиктивному мужу», то есть мне, отправленного Аллой из Таллина: «Сашечка, это я! Насколько же трудно мне жить здесь без тебя! Вечером как прогуляюсь по Таллину, выпью французского коньячку, так и тянет на что-нибудь большое и чистое. Обстановка так и располагает, а тебя нет... Сашечка, я тебя люблю! Мне никого не надо. Но если ты мне, зараза, изменишь, я уеду сюда обратно, и тогда… Миленький мой, хорошенький, пригоженький, родненький, сладенький, противненький, талантливенький, красивенький и так далее, и так далее. Целую тебя, Алла». Что же касается прописки, то на момент встречи с Аллой я уже шесть лет, с 1970 года, работал на «Мосфильме», что без прописки по суровым советским законам было невозможно. Я был одним из самых «кассовых» режиссеров-постановщиков. Мои фильмы приносили многомиллионные доходы. Поэтому у меня не было простоев, и временная прописка мне делалась автоматически. О такой мелочи я, «лимитчик питерский», даже не задумывался.
КТО КОГО КИНУЛ - БОЛЬШОЙ ВОПРОС
- Почему же вы сняли ее деньги со сберкнижки и обчистили как липку при разделе имущества? Алла Борисовна говорит об этом с такой болью…
- Во-первых, откуда у нас взялся наш общий счет. Когда мы получили квартиру на Тверской, то затеяли там грандиозный ремонт со сносом всех стен, с лепкой и резьбой, с каминами и французскими ванными. Там работала, наверное, половина мебельного и бутафорского цеха «Мосфильма». Это требовало немереных затрат. Для оперативной расплаты с мастерами мы открыли счет. Я положил на него первый взнос около 65 000 рублей (автомобиль тогда стоял 3 - 4 тыс.) и попросил переводить туда мои потиражные из ВААПа.(Всесоюзное агентство по авторским правам. - Ред.)
Пугачева тоже дала распоряжение переводить туда свои авторские за пять песен «Бориса Горбоноса». Когда же мы разводились, снимать же со счета было нечего, все ушло на ремонт, приобретение мебели и т. д.
Кстати, все наше имущество в суде при разделе было оценено в 66 359 рублей. Но внимательно посмотрите на текст нашего мирового соглашения. Оказывается, это не алчный и корыстолюбивый Стефанович требует у бедной жены денег и имущества, а гражданка Пугачева А. Б. через суд обращается к нему с иском. Когда я этот иск прочитал, то обнаружил, что она требует не только ВСЕ нажитое в браке имущество (хотя по закону его полагается поделить 50 на 50), а также претендует на коллекцию фамильного антиквариата, привезенную мною из Питера, которую она предусмотрительно описала с судебным исполнителем и включила в раздел. На мой вопрос, какое она к моим золоченым зеркалам имеет отношение, певица ответила: «Ты должен платить за то, что спал с самой великой женщиной ХХ века». (Это было произнесено с пафосом и без малейшей тени юмора.) В результате, чтобы побыстрее закончить этот торг, я предложил ей: мне - одна треть, а тебе - две трети, учитывая интересы Кристины, которая формально не была моей дочкой, но я к ней очень привязался. Но Алле этого показалось мало. Она стала просить не делить квартиру, в которую я вгрохал столько собственных денег.
Ладно, сказал я, но тогда будет справедливо, если ты оплатишь мне из наших общих денег, тоже попавших под раздел, аренду другой квартиры. Она как-то быстро согласилась и тут же включила эти деньги в мою треть. По условиям мирового соглашения я должен был их получить после выписки из квартиры. Я честно выписался, но денег так до сих пор и не получил. В результате моя доля при разделе сократилась до 25%, а доля бывшей супруги увеличилась до 75%. В своем интервью Алла говорит о каких-то фантастических «отступных», за которые я должен быть ей по гроб жизни благодарен. Но взгляните на определение суда - где они, эти «отступные»? Из двух автомобилей оба - у нее, квартира - у нее. Ее доля при разделе 44 559 рэ, а моя - 16 800. Фактически я забрал себе антиквариат, которым и так владел до брака. Я, наверное, утомил читателей этими нудными цифрами, но как иначе защититься от голословных обвинений.
Сейчас, кстати, она говорит про каких-то моих «девочек». Я ей ни разу не изменял, пока мы были вместе. Это просто глупость или намеренная ложь, чтобы скрыть причину, из-за которой мы разошлись на самом деле.
КГБ РАЗРУШИЛ БРАК
- И что же это из-за причина?
- Да вы же недавно опубликовали историю, когда режиссер вступился за дочь Аллы на банкете, после чего его уволили с работы за антисоветские разговоры. Это я и был. Я ждал, что Алла меня поддержит: мол, Сашечка, милый, пробьемся, ты, молодец - Кристинку все-таки спасал. Вместо этих слов я от нее услышал: сам виноват, я всегда знала, что ты антисоветчик, что твой язык тебя доведет. (Я, кстати, никаким диссидентом не был. Просто не любил советскую власть.) Для меня реакция любимой женщины была шоком. Оказывается, если я не режиссер «Мосфильма», то уже не нужен. Во попал! С этого момента в наших безоблачных отношениях образовалась трещина. Кстати, именно тогда трещина сама по себе образовалась в большой стеклянной вазе, которая стояла у нас на камине. Такое совпадение. Я-то думал, что это мой человек на всю жизнь, а теперь понял - не мой. Мы стали отдаляться друг от друга. Тянули еще полгода.
... Еще раз приношу извинения читателям за то, что пришлось расковыривать эти подробности. Я-то думал, что хотя бы в этот юбилей можно будет поговорить о таланте певицы, о ее уникальной роли на нашей эстраде. Да мало ли о чем хорошем. Так что подождем следующего юбилея.
КАК ОНИ В ИТОГЕ ПОДЕЛИЛИ ИМУЩЕСТВО
11 июня 1982 года Фрунзенский районный народный суд Москвы утвердил мировое соглашение между Стефановичем и Пугачевой.
По нему за Аллой Борисовной оставались:
Автомобиль ВАЗ 2106 № 00-09 - 9000 руб.
Автомобиль «Волга» ГАЗ-24 № 6909 - 15 000 руб.
Спальный гарнитур «Луи» - 1800 руб.
Набор мебели в стиле ампир (карельская береза) - 1460 руб.
Набор кухонной мебели 5 предметов - 490 руб.
Табуреты барные - 420 руб.
Навес над баром (резное дерево) - 400 руб.
Бар с оборудованием - 600 руб.
Шкаф-витрина металлический - 500 руб.
Пианино «Сонет» - 1040 руб.
Столик резной золоченый - 400 руб.
Шкаф-ниша (карельская береза) - 500 руб.
Холодильник «Снайге» - 305 руб.
Люстра бронзовая хрустальная с амурами - 1000 руб.
Люстра хрустальная с подвесками - 620 руб.
Люстра в стиле ампир (8 рожков) - 1400 руб.
Набор светильников (Польша) - 120 руб.
Электроплита «Горение» - 120 руб.
Гриль «Гурман» - 70 руб.
Кондиционер - 550 руб.
Вентилятор (США) - 70 руб.
Карнизы старинные (бронза) 3 шт. - 300 руб.
Карниз резной золоченый - 400 руб.
Отделка камина (резное дерево) - 400 руб.
Напольное зеркало (рама резная) - 250 руб.
Зеркало барное - 70 руб.
Зеркало в металлической раме - 100 руб.
Консоль резная, отделанная желтым шелком - 200 руб.
Канделябр (5 рожков) - 450 руб.
Туалетный набор из бронзы (Польша) - 200 руб.
Декоративное крашение (гербы) 9 шт. - 450 руб.
Иконы (4 шт.) - 800 руб.
Кубок металлический - 120 руб.
Кубок латунный, XVIII век - 100 руб.
Магнитофон «Панасоник» - 200 руб.
Ковер из натурального меха - 350 руб.
Хрустальные бокалы - 264 руб.
Поднос хрустальный - 80 руб.
Библиотека (100 томов) - 300 руб.
Ковер 2х3 - 300 руб.
Картина «Портрет» худ. Иванова - 100 руб.
Оборудование для ванной комнаты 8 предметов (Франция) - 500 руб.
Напольное украшение «Пальма» - 100 руб.
Гравюра художника Брусиловского - 100 руб.
2 картины (масло) Польша - 500 руб.
Барельеф керамический - 150 руб.
Телефонный аппарат под старину (Польша) - 250 руб.
Натюрморт старинный - 250 руб.
Хрустальные рюмки (24 шт.) - 240 руб.
Крюшонница хрустальная - 100 руб.
Дискотека 100 пластинок - 200 руб.
Картина «Гладиолус» - 100 руб.
Набор светильников чешский (3 предмета) - 120 руб.
Складни и иконы металлические (8 шт.) - 400 руб.
Ваза хрустальная (Польша) - 100 руб.
Вибрационная установка «Спорт» - 200 руб.
Деревянный настенный бар - 50 руб.
Всего на сумму 44 559 рублей
Александру Стефановичу отошли:
Набор мягкой мебели (дерево резное золоченое) - 1100 руб.
Набор мебели «Варадин» - 4020 руб.
Столик резной золоченый с мраморной столешницей - 700 руб.
Цветной телевизор «Рубин-714» - 485 руб.
Магнитола «Санио» - 100 руб.
Люстра керамическая - 320 руб.
Ваза хрустальная, подставка металлическая (фигура женщины) - 450 руб.
Ведерко для шампанского (2 шт.) - 120 руб.
Оборудование для сауны - 400 руб.
Пылесос - 55 руб.
Зеркало овальное в резной золоченой раме - 3500 руб.
Консоль резная золоченая - 100 руб.
Фигуры ангелов золоченые (2 шт.) - 500 руб.
Полка с птицей золоченая - 250 руб.
Каркас для каминного зеркала резной золоченый - 300 руб.
Подсвечники бронзовые (2 шт.) - 200 руб.
Зеркало круглое бронзовое - 100 руб.
Вышивка сюжетная - 100 руб.
Чаша мельхиоровая - 100 руб.
Пишущая машинка «Олимпия» - 250 руб.
Гуашь художника Бергера - 100 руб.
Зеркало овальное резное - 100 руб.
Оклад иконы резной золоченый - 200 руб.
Электропечь «Электроника» - 300 руб.
Ваза хрустальная (4 шт.) - 200 руб.
Всего на сумму 16 800 руб.
РЕПЛИКА С 6-го ЭТАЖА
Пятое правило Стефановича
Не будем судить строго ни ту, ни другую сторону. Алла Борисовна рассказала свою историю - значит, она ее так видит спустя годы. Имеет право. У ее бывшего мужа несколько другие воспоминания. И тоже полное право на ответное слово.
Чувствуется, как мощно Стефановича зацепили слова Пугачевой. Никогда прежде он такими подробностями ни с кем не делился. Тем более документами.
Только обижаться, наверное, ему не стоит. Ведь Алла Борисовна в очередной раз выполнила знаменитое «пятое правило Стефановича» (управляй слухами и скандалами о себе). Галатея ответила Пигмалиону его же оружием. Она всегда была хорошей ученицей.
СПРАВКА
Стефанович Александр Борисович
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, писатель, режиссер- постановщик киноконцерна «Мосфильм». Вице-президент Московского отделения Творческого союза художников России. Академик, член Президиума Евразийской академии телевидения. Член совета ММ фонда ЮНЕСКО.
Действительный член Академии российской литературы.
Режиссер более 50 художественных и документальных фильмов. Автор 70 киносценариев и нескольких книг.
Лауреат отечественных и международных кинофестивалей.
Уважаемые читатели! Наш герой Александр Стефанович прочитал ваши отклики и написал вам следующее.
С интересом прочитал отклики на мое интервью. Прежде всего, благодарю «Комсомолку» за возможность ответить на предъявленные мне голословные обвинения. Неправильно жить по законам Чиркизовского рынка – у кого «крыша» круче и глотка луженее - тот и прав. Не я начал эту полемику с бывшей супругой. Но промолчать, в данном случае, - значит согласиться с тем, что ты присвоил чужие деньги и имущество. В этой публикации я никому ничего не навязывал. Только показал документы и прокомментировал их. Если у Аллы Борисовны есть другие документы – пусть опубликует, с интересом почитаю. Также, благодарю читателей, которые разобрались в сути дела. Что же касается не согласных с очевидными фактами, то сказано – «не сотвори себе кумира». Ну, верите вы, что она «ходит по воде, аки по суху» и продолжайте верить на здоровье. Я давно забыл про этот свой брак и развод – так много других ярких событий было в моей жизни. Я уже 15 лет живу и работаю во Франции, в стране, где о существовании такой «звезды» никто даже не догадывается. И, представляете, как-то они там живут. Невероятно, но факт. Чего и вам желаю.
Автор Елена Лаптева
Источник: kp
|