В их представлении доходы населения будут расти быстрее, чем ожидает правительство.
Россияне рассчитывают, что их реальные денежные доходы уже со следующего года вырастут на 16%, а к 2014— 2016 годам — увеличатся на 54%, свидетельствуют данные опроса " Экономические настроения населения осенью 2009 года " , проведенного компанией " Росгосстрах " .
" Очевидно, сегодня в нашей стране сложилась атмосфера оптимистических ожиданий относительно выхода из кризиса и быстрого роста экономики в посткризисный период. Он должен, по мнению россиян, привести к восстановлению докризисных темпов повышения потребления " , — поясняет результаты руководитель Центра стратегического анализа и планирования " Росгосстраха " Алексей Зубец.
Впрочем, если верить расчетам правительства, оптимизм россиян, по крайней мере в таких масштабах, беспочвенен. По прогнозам Минэкономразвития, в 2010 году реальные доходы населения вырастут на 0,4%.
Рост в следующем году может быть несколько выше планируемого министерством, но только за счет эффекта низкой базы — в 2008 году реальные денежные доходы населения выросли на 2,9%, в январе — августе 2009 года они сократились на 1,4% по сравнению с предыдущим периодом, по итогам года ожидается падение на 4%.
При этом до кризиса ежегодный рост доходов населения опережал рост экономики, доходя до 10%.
" Рост реальных денежных доходов в 2010 году может составить 2— 3%, однако добиться роста в 16% вряд ли получится раньше чем через три четыре года " , — считает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования ( ЦМАКП) Игорь Поляков.
По мнению эксперта, оптимизм россиян вызван заявлениями властей, говорящих о восстановительном росте российской экономики. Но не только, ведь отдельные позитивные изменения люди успели почувствовать на себе.
" Инфляция не растет уже три месяца подряд. Понятно, что в макроэкономическом смысле это вызвано прежде всего сокращением доходов населения, но те, кто по-прежнему может позволить себе привычный образ жизни, ощущают остановку роста цен " , — говорит Поляков.
Кроме того, на результаты опроса повлиял и временной фактор. По наблюдениям экспертов ЦМАКП, россияне традиционно оптимистичны в четвертом квартале.
" Такая тенденция наблюдается уже в последние 20 лет — различные замеры социальных настроений свидетельствуют, что в последние три месяца года россияне настроены выражать более оптимистичные оценки происходящего и ждать от будущего только хорошего " , — говорит Поляков.
В последние месяцы года бюджетные учреждения начинают быстрее тратить деньги, чтобы не оставлять их на следующий год, направляют их в том числе и на выплату премий. К тому же россияне уже не вспоминают о повышении цен на коммунальные услуги, которое происходит в первом квартале, поскольку привыкают к новым тарифам за считаные месяцы.
Результаты исследования " Росгосстраха " показывают, что наиболее оптимистичны в своих ожиданиях мужчины, молодежь, прежде всего студенты, а также представители среднего класса. Они рассчитывают, что уже в следующем году рост их доходов составит от 19 до 30%.
В своем предыдущем исследовании аналитики " Росгосстраха " констатировали, что сегодня для достойной жизни среднему россиянину необходим доход в 40 тыс. рублей в месяц. Весной 2009 года этот показатель был немного выше — 42 тыс. рублей в месяц. Однако, несмотря на сокращение финансовых запросов граждан, они по-прежнему почти вдвое превышают фактическую среднюю заработную плату по стране — 17,5 тыс. рублей.
На чем базируется экономический оптимизм россиян?
Павел Кудюкин / заведующий отделом Центра финансовых исследований Государственного университета — Высшей школы экономики, бывший замминистра труда России
Мне не известно, как строилась выборка, каким образом формулировались вопросы. Но буду все-таки исходить из того, что привлекались грамотные специалисты и с корректностью методов все в порядке. Тогда подобный оптимизм меня действительно удивляет. Ведь если перевести его на экономический язык, получится, что либо люди рассчитывают, что будет очень быстрый и успешный экономический рост в стране в целом, который позволит обеспечить значительный рост реальных доходов, либо они рассчитывают на какое-то очень мощное перераспределение. Однако никакое перераспределение доходов такого роста все равно не обеспечит: даже суммарного дохода очень богатых людей не хватит, чтобы настолько поднять реальные доходы всех остальных. Поэтому складывается впечатление, что экономически оптимизм людей не подкреплен.
Наверное, объяснение нужно искать в чем-то другом: в социально психологической сфере, в податливости людей на пропаганду и так далее. А здесь мне вспоминается полемика 1992 года между тогдашним вице-премьером Шохиным и председателем Верховного совета Хасбулатовым. Когда Шохин упомянул в каком-то контексте панику на рынке, Хасбулатов его упрекнул, что паника-де не экономическая категория. На что Шохин вполне справедливо ответил, что в рыночной экономике это очень даже экономическая категория. Так вот, то же можно сказать и про оптимизм, если, конечно, он сподвигнет людей к деятельности.
Дмитрий Сорокин / первый замдиректора Института экономики РАН, член-корреспондент РАН, доктор экономических наук
Не знаю, по какой методике были все эти вещи рассчитаны, но хотел бы отметить, что есть и объективные данные, и прогнозы того же Минэкономразвития, с которым в принципе мы согласны. А они говорят, что к 2012 году доходы окажутся выше уровня 2008 года в лучшем случае на 1— 2%. То есть по существу задача стоит простая: не дать упасть тому, что было раньше достигнуто. При этом нигде и никогда я не встречал заявлений о чем-то большем — наоборот, опросы социологических агентств довольно однозначно показывают, что у россиян достаточно высокий уровень тревожности. Поэтому слышать, что россияне сейчас ожидают роста реальных доходов на 5, 10, 20%, крайне удивительно. В конце концов, я сам работаю со студентами Финансовой академии, и, извините, мне их приходится успокаивать.
Михаил Тарасенко / член комитета Госдумы по труду и социальной политике (фракция "Единая Россия"), председатель Горно-металлургического профсоюза России
На программе-2020, потому что она является официальной и предполагает, что к 2020 году средняя заработная плата в стране будет в районе $ 2,5 тыс. Полагаю, что именно с этим оптимизм у людей и связан: они верят, что поставленные задачи будут выполнены, так как поддерживаются и президентом, и премьером, и Госдумой.
Кроме того, немаловажна, конечно же, и вера в профсоюзы, роль которых сегодня только подтверждается. Да, мы не можем точно сказать, что будет в будущем, а говорим лишь о настроениях, которые присутствуют в обществе. Однако мне представляется, что эти настроения обоснованны и должны вселять оптимизм во всех: и в работодателей, и в экономику в целом.
Валентина Петренко / председатель комитета Совета федерации по социальной политике и здравоохранению, академик РАЕН
Чтобы комментировать какие-то цифры и говорить, действительно ли это оптимизм, или шутка, или что-то еще, нужно, наверное, знать реальную картину: на чем все это основано, на опросе какой категории населения. Для меня в чистом виде цифры ни о чем не говорят, в то время как известны приоритеты. Например, молодое поколение считает, что получит необходимую прибыль в силу того, что предложит новые технологии, которые войдут в жизнь вместе с ними. Здесь оптимизм возникает с учетом того, что если будет рабочее место, а у них знания, которые они смогут применить, то будут и высокие оклады, и высокие возможности.
Пенсионеры говорят в первую очередь о вложении государственных средств в повышение качества обслуживания пожилых людей плюс об увеличении финансирования по линии дорогостоящих лекарств, а на второе место ставят оплату коммунальных услуг. Для работающих людей от 21 года до 39 лет на первом месте стоит наличие работы по профессии, возможность создания малого и среднего бизнеса. Для инвалидов речь идет о возможности получения образования и снова о профессиональном трудоустройстве. И так далее. Именно в этом люди видят возможности своего продвижения в жизни. Причем самое главное здесь — это то, что за последнее время выработалось четкое понимание, что там, где присутствует либо контроль, либо участие государства, либо требования по исполнению какого-то закона, если это применяется, то всегда есть результат. То есть пусть государство обеспечит возможность, а дальше люди всего добьются сами.
Поэтому если бы меня спросили, как я представляю себе социальное государство, я бы ответила, что государство должно заботиться о детях, инвалидах и стариках, а для других нужно просто создать условия, при которых человек сможет реализовать себя и получить за это достойную зарплату.
Автор Ксения Батанова, Алексей Смирнов
Источник: gzt
|