General Motors решила оставить себе европейское подразделение Opel, дождавшись улучения ситуации на рынках и в самой корпорации. Ответом на это решение стало возмущение германского правительства и профсоюзов. Теперь американцам надо найти 3 млрд евро на реструктуризацию Opel/Vauxhall и, возможно, вернуть кредит властям Германии в размере 1,5 млрд евро
Многомесячная эпопея с продажей американским автомобилестроительным гигантом General Motors своего европейского подразделения Opel/Vauxhall закончилась неожиданно, но логично. Приняв решение о продаже под давлением внешних обстоятельств, GM как мог затягивал решение вопроса. Как только его финансовое положение улучшилось и представился удобный повод, он отказался от сделки.
Теперь GM намерен самостоятельно провести реструктуризацию Opel, несмотря на возмущение германского правительства, которое публично делало ставки на новых владельцев Opel, и бурное недовольство профсоюзов, которые уже готовят предупредительные забастовки.
GM хочет найти на реструктуризацию Opel 3 млрд евро
Совет директоров General Motors после 6-часового заседания, отвергнув предложения, которые готовились еще в начале недели, принял решение не продавать 55% акций Opel консорциуму канадской Magna и российского Сбербанка. Директора приняли во внимание улучшение прогнозов для авторынка и изменение положения самой американской компании.
Новый глава совета директоров Эдвард Уитакр, назначенный на этот пост правительством США, похоже, считает, что отступление для GM закончилось и пора переключать усилия на расширение рынка.
"Учитывая улучшения ситуации в GM за последние месяцы, а также важность Opel/Vauxhall для глобальной стратегии GM, совет директоров GM решил сохранить Opel и инициировать реструктуризацию европейского подразделения концерна", - говорится в заявлении GM.
"GM скоро представит план реструктуризации правительству Германии и другим правительствам (стран, в которых расположены заводы Opel)", - заявил президент GM Фриц Хендерсон.
"Нашей целью было обеспечить лучшее долгосрочное решение для наших клиентов, сотрудников, поставщиков и дилеров, и это отразилось в принятом нами решении. Выбранный вариант представляется самым стабильным и наименее дорогостоящим", - сказал он.
По предварительным оценкам GM, расходы на реструктуризацию европейского подразделения составят около 3 млрд евро - "значительно меньше, чем в предложениях инвесторов (консорциума Magna/Сбербанк и компании RHJ)".
"Финансовое положение GM заметно улучшилось за последние несколько месяцев, и это дает нам уверенность в том, что европейский бизнес будет удачно реструктурирован", - заявил Ф.Хендерсон.
Он также выразил надежду, что GM продолжить развивать свой бизнес в России в двустороннем сотрудничестве с группой "ГАЗ" - несостоявшимся индустриальным партнером Opel в схеме, предлагавшейся Magna и Сбербанком.
GM предлагает уступки для получения поддержки со стороны Берлина
Джон Смит, руководящий в GM проектом реструктуризации Opel, сообщил в среду, что новый план будет готов "очень скоро" и будет представлен профсоюзам и правительству ФРГ. "Если им нравился план Magna, им понравится и план GM, - сказал он. - Эти планы очень схожи".
GM, как и безуспешно покупавшая Opel канадская Magna, хочет сократить как минимум 10 000 рабочих мест в Европе, или около 20%.
При этом GM в качестве уступки Берлину рассматривает теперь возможность частичного сохранения предприятия в германском Бохуме, но хочет закрыть, как раньше и предполагалось, завод в бельгийском Антверпене и, возможно, в немецком Эйзенахе.
Пресс-секретарь правительства Германии, слова которого приводит FT, сказал, что власти страны разочарованы решением GM и попросят вернуть кредит на 1,5 млрд евро, предоставленный Берлином ранее в этом году Opel. В правительстве ФРГ назвали решение совета директоров GM "полностью неприемлемым".
Министр экономики Великобритании лорд Мандельсон сказал, что "удивлен" решением GM, но при этом выразил уверенность, что английские заводы Vauxhall ждет хорошее будущее, пишет FT.
Американцы при этом хотели бы получить от Берлина 2 млрд евро, то есть примерно две трети суммы, необходимой для финансирования программы реструктуризации Opel.
Д.Смит в качестве еще одного жеста в сторону Берлина заявил в среду, что GM уже погасил примерно треть из кредита в 1,5 млрд евро, ранее предоставленного германским правительством. "Мы можем и мы погасим бридж-кредит", - сказал он.
После погашения кредита прекратятся полномочия траста, который контролировал работу Opel.
Профсоюзы: "черный день" для Opel
Германские профсоюзы Opel, назвав решение GM "черным днем" для своей компании, обсуждают планы проведения забастовки.
Пока, однако, не ясно, к каким сокращениям персонала приведет новая программа реструктуризации, которую будет проводить GM.
Многие эксперты считают, что без поддержки профсоюзов и правительства Германии шансы на выживание Opel снижаются.
Magna, мечты которой стать мировым производителем автомобилей вновь не осуществились, отреагировала на решение GM внешне спокойно.
"Мы продолжим поддерживать Opel и GM и хотим поблагодарить всех, кто поддерживал процесс реструктуризации Opel. В частности, мы благодарим нашего партнера, Сбербанк, за его существенный вклад и поддержку на протяжении всего процесса", - говорится в заявлении главы Magna Зигфрида Вольфа.
"На мой взгляд, это скорее политическое, чем хозяйственное решение", - заявил "Интерфаксу" в среду первый вице-спикер Госдумы от фракции "Единая Россия" Олег Морозов, комментируя решение GM не продавать Opel.
По мнению О.Морозова, никаких видимых оснований для отмены сделки не было. "Именно поэтому я не исключаю в произошедшем политическую подоплеку", - добавил первый вице-спикер Госдумы.
Эксперты не уверены, что с точки зрения бизнес-логики решение GM стратегически правильно. "На западноевропейском рынке очень высока конкуренция. Слишком сложно преуспеть и в США, и в Европе. GM не сможет этого сделать. Рано или поздно Opel ждет банкротство", - сказал агентству Bloomberg директор Центра автомобильных исследований университета Дуйсбург-Эссен Фердинанд Дуденхоффер.
Разворот на 360 градусов
Идея продажи Opel родилась в самые мрачные для GM дни. Компания была на грани банкротства, нуждалась в $50 млрд помощи от правительства. Теперь GM, пройдя банкротство, резко сократила долги, перешла под контроль государства. В октябре ее продажи на рынке США выросли на 4,7%.
Изначально GM рассматривал несколько вариантов действий в Европе: продажа контрольного пакета Opel консорциуму в составе канадского производителя автокомпонентов Magna и Сбербанка РФ, продажа бельгийской инвесткомпании RHJ, сохранение контроля над Opel и, наконец, банкротство европейского подразделения.
Окончательное решение по Opel многократно переносилось из-за разногласий между основными заинтересованными сторонами - GM и правительством Германии, а уже недавно - из-за предостережений со стороны антимонопольных органов ЕС.
В выборе между двумя претендентами на покупку Германия, которая взяла на себя в период кризиса финансирование Opel, своих предпочтений не скрывала. Берлин однозначно высказывался в пользу предложения Magna и Сбербанка, так как оно позволило бы сохранить максимум рабочих мест на предприятиях Opel в ФРГ.
В конце августа стало известно, что GM, однако, может прибегнуть к помощи других стран - США, Великобритании, Испании, Польши - для финансирования реструктуризации Opel.
GM считал для себя важным сохранить Opel как важного поставщика технологий и дизайна. Многие в руководстве компании считали также стратегически ущербным для компании "отступать" с европейского рынка.
Наблюдатели неоднократно отмечали, что с приближением решающих раундов борьбы за Opel ситуация все больше приобретала также политическую окраску.
На эту тему высказался Олег Дерипаска, контролирующий группу "ГАЗ" (она рассматривалась консорциумом Magna и Сбербанка как российский индустриальный партнер в случае покупки Opel). "В случае с Opel дело (помимо нежелания GM отдавать технологии в Россию - ИФ) еще и в суевериях Госдепа США", - говорил О.Дерипаска.
В начале сентября совет директоров GM все же одобрил предложение Magna и Сбербанка, которое активно поддерживали не только правительство Германии, но и профсоюзы (без их одобрения невозможно провести сокращения, необходимые для реструктуризации бизнеса Opel).
Подписание финального соглашения с Magna/Сбербанк постоянно переносилось, тем временем на пути сделки возникло новое препятствие: антимонопольные органы ЕС завили, что не считают законным предоставление Германией госгарантий лишь одному претенденту на покупку Opel. Берлин, отвечая на претензии со стороны ЕС, официально проинформировал GM, что господдержка со стороны Германии в размере 4,5 млрд евро доступна для любого покупателя Opel.
В итоге совет директоров GM решил собраться еще раз 3 ноября, чтобы проанализировать последние события. Наблюдатели склонялись к тому, что совет директоров подтвердит свое прежнее решение.
Теперь, отказавшись от сделки, GM придется срочно решать вопрос о финансировании Opel: 30 ноября в любом случае истекает срок действия 1,5-миллиардной кредитной линии от правительства Германии. Если с Берлином не удастся договориться, компании, возможно, придется вернуть эти деньги. Пока не ясно, как сложатся и ее дальнейшие отношения с профсоюзами.
Источник: ifx
|