Мировые автоконцерны ждет крах, если они не встанут на путь структурных реформ. Кризис обнажил системные проблемы отрасли, спасаемой благодаря финансовому допингу от правительств. Как только падение продаж прекратилось, компании сделали вид, что самое страшное позади и можно жить как прежде, но это тупик, пишет Financial Times.
Сейчас, когда в целом климат в мировой автомобильной промышленности, кажется, улучшается, а компания Ford на этой неделе заявила, что вновь смотрит в будущее с оптимизмом, General Motors якобы тоже почувствовала, что успешно выстояла в шторме, и может жить по-старому.
Несколько месяцев правительство Германии выкручивало руки General Motors, чтобы компания согласилась спасти свое европейское подразделение, продав контроль над своим немецким брендом Opel, а также другие европейские марки, канадскому производителю автомобильных запчастей Magna International и российскому Сбербанку.
Но как только продажи автомобилей пошли вверх, он от сделки отказался. Правительство Германии, по понятным причинам, в гневе. Государственный банк Германии предоставил GM промежуточный кредит на сумму 1,5 млрд евро, а Берлин пообещал поддержать сделку с Magna выделением финансовой помощи на 4,5 млрд евро. Профсоюзы Германии согласились на существенные меры по сокращению расходов, чтобы такая сделка стала возможной.
Однако на финальной стадии сделки последовал отказ, но он не должен быть сюрпризом. Уже на пике финансового кризиса GM всегда производила впечатление, что ей не хотелось бы отказываться от контроля над европейскими компаниями. Со всеми кандидатами, проявлявшими заинтересованность в покупке Opel, включая Magna, она всегда давала понять, что предпочла бы в итоге удержать контроль над европейскими подразделениями.
Теперь General Motors говорит, что ситуация улучшилась, и сможет самостоятельно спасти Opel, к тому же дешевле на 1,5 млрд, чем предлагали Magna и Сбербанк. Забывая при этом, что в Европе продажи пошли вверх исключительно благодаря правительственным схемам обмена больших автомобилей на маленькие и государственным кредитам, которые поддержали рынок.
По сути GM и остальные автогиганты просто откладывают момент истины. Как пишет FT, мировой автопром все еще обладает всеми признаками индустрии ХХ века, вынужденной приспосабливаться к условиям XXI. Мировой кризис, вероятно, послужил катализатором, усилившим давно назревшую потребность в структурных изменениях и консолидации индустрии, испытывающей хроническую проблему избыточных производственных мощностей.
Правительства стран мира виноваты в сложившейся ситуации не меньше, чем сам автопром. Действительно, наблюдается очевидная параллель между спонсируемым государством спасением банковской системы и спасением автомобильной промышленности. В обоих случаях правительства закачали миллиарды долларов или евро в банковский или автомобильный сектор. Однако сейчас, когда ситуация начала немного налаживаться, и банки, и автомобильные компании ведут себя так, словно ничего не случилось.
В банковском секторе на данный момент только Евросоюз предпринял решительные меры, чтобы уменьшить размеры некоторых институтов, которые нуждались в спасении за счет громадных вливаний средств государства, то есть, налогоплательщиков.
В автомобильной промышленности произошло крайне мало структурных изменений, если таковые вообще были. А значит, в ближайшее время правительства снова услышат очередные просьбы со стороны местных производителей предоставить государственную поддержку.
Сейчас правительство Германии требует у американской компании вернуть предоставленный ей временный кредит. Оно явно рассержено и не настроено предоставлять Opel новую финансовую помощь. Профсоюзы тоже в ярости. Но в конечном счете правительство Германии попытается сократить ущерб в том, что касается потерь рабочих мест в рамках планов реструктуризации GM.
Opel и другие автомобильные бренды могут снова оказаться на грани краха в ближайшие шесть-девять месяцев, и медленно движутся к пост-кризисному провалу. Правительства снова окажутся перед соблазном спасти их, выделив финансовую помощь, что никак не решит структурных проблем. Таким образом, пишет газета, никаких уроков из последнего кризиса извлечено не было.
Источник: rb
|