Академик Виталий Гинзбург: Ушел из жизни блестящий ученый-физик, лауреат Нобелевской премии и активный борец с лженаукой [видео].
Первый раз я встретилась с академиком, когда в 1998 году он создал при Президиуме РАН Комиссию по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований. В то смутное время лженаука во всех СМИ цвела пышно, потому что продавалась очень выгодно.
Как сейчас говорят - «пипл хавал» вовсю. Номера газет и телепередачи про НЛО и всякую чертовщину побивали все рейтинги. Гинзбург как ученый не мог этого вынести.
В его холодном кабинете в Физическом институте имени П. Н. Лебедева на Ленинском, он, потирая замерзшие ладони (тогда денег не было даже на отопление институтов), все уговаривал меня перестать писать всякую чепуху в газете про лох-несские чудовища и ясновидцев.
- А зарабатывать я на чем буду? - упрямо не сдавалась я. - Мне же семью кормить надо. А из России ученые бегут. Интервью-то брать не у кого.
- Плюньте на деньги, - убеждал меня академик. - Станете постарше - пожалеете, что лучшие годы потратили на рекламу шарлатанов.
Конечно, он оказался прав. Но еще больше он возмущался тем, что астрологические прогнозы или статьи про несуществующие торсионные поля печатают такие серьезные издания, как «Российская газета» и «Известия». И до последних своих дней, когда уже плохо себя чувствовал, не пропускал случая, если попадал в эфир на радио или телевидение, резко раскритиковать пожелтевшие СМИ.
- Я даже Медведеву писал, - жаловался он в одном из своих интервью. - А в редакциях мне отвечают, что это интересует читателей. Так давайте тогда порнографию публиковать. Это число подписчиков еще более увеличит.
Выступал он и против преподавания религии, закона божьего в школах. В 2007 году стал одним из десяти академиков, обратившихся с открытым письмом к президенту Путину. Боролся со знахарями и псевдомедицинскими приборами, созданных шарлатанами-самоучками.
Но это была борьба с ветряными мельницами - яростная, но тщетная. С горечью мне однажды признался, что Комиссия по борьбе с лженаукой - «бумажный тигр».
- Вы знаете, поразительная вещь - люди крайне необразованны, - удручающе заметил он. - И я не знаю, как изменить эту катастрофическую ситуацию.
Вторая наша встреча произошла позже и была более радостной. 6 октября 2003 года Виталий Гинзбург стал Нобелевским лауреатом. Вместе со своими коллегами - профессором Алексеем Абрикосовым, сейчас работающим в Аргонской национальной лаборатории (США) и профессором Энтони Леггетом из университета Иллинойса (США). Лауреата чествовали в тесной комнате, где стояло несколько старых ученических столов и сломанные стулья.
Около десятка журналистов нерешительно столпилось около ученого, не зная, какие умные вопросы про физику ему задавать. Ведь в сверхпроводимости и сверхтекучести - двух феноменах квантовой физики, за разработку которых наградили академика, никто не разбирался. Знали только из пресс-релизов, что эти открытия используются в приборах медицинской диагностики и в ускорителях частиц в физических исследованиях.
Но Гинзбурга это не смущало. Он был счастлив! И, сидя за пустым столом, казалось, разговаривал сам с собой. Он не верил своим ушам, глазам, что стал победителем.
- Это мой «последний шанс», ведь мне 87 лет, - время от времени бормотал он про себя, глядя в окно. И тут же взахлеб продолжал рассказ о своей жизни.
- Я, к великому сожалению, окончил только школу-семилетку. Это пришлось на 1931 год, тогда как раз ликвидировали среднюю школу. Какие были тогда возможности? Можно было пойти, это даже считалось престижным, на завод помощником, а потом пойти в ВУЗ. Мне это не понравилось, и я поступил лаборантом в физическую лабораторию в один технический ВУЗ. Там я и увлекся физикой. Была такая замечательная книжка «О физике наших дней». Я твердо тогда решил стать физиком. Но было довольно сложно, нужно было два года самому учиться. В 1934 году я стал студентом МГУ.
И еще долго, с восторгом рассказывал о своем гениальном учителе - Ландау.
- Вот меня спрашивают иногда: почему я стал заниматься сверхпроводимостью? Я так отвечаю: когда Ландау освободили из тюрьмы, он открыл сверхтекучесть, я был на его докладе и после его доклада увлекся сверхпроводимостью. А сейчас думаю, какого черта меня туда занесло...
Уже убегая - надо было возвращаться в редакцию писать заметку – я подошла к сияющему от счастья новоиспеченному Нобелевскому лауреату, чтобы вручить от «Комсомолки» букет хризантем.
- А, это вы меня все время про астрологию и всякую чертовщину спрашиваете? - почему-то обрадовался Гинзбург, вспомнив наши интервью и телефонные разговоры. - Вы смотрите, вот вручат мне в Стокгольме премию, и я добьюсь закрытия всех газет, где печатают про лженауку, особенно астрологические прогнозы, - сдвинув брови, пошутил лауреат.
- А пока вы нас не закрыли, - включилась я в игру, - ответьте мне на лженаучный вопрос: шестое чувство подсказывало вам, что получите премию? Было предвидение?
- Спал спокойно, как младенец! - парировал академик. - Даже не подозревал. Хотя знал, что меня несколько раз выдвигали на соискание. Но три года назад меня обошел Алферов (Жорес Алферов -российский физик, лауреат Нобелевской премии по физике 2000 года. - Ред.), и я успокоился. Я благодарен за награду, но эйфории нет. Я знаю цену премиям. Раньше Героя Соцтруда давали за большой удой молока. Для меня главное - здоровье моих родственников и чтобы нога не болела.
- Так, может, вы деньги на операцию и на омоложение потратите? – подсказала я ему, куда потратить его 430 тысяч долларов (столько выходило на каждого награжденного лауреата).
- На себя их вряд ли потрачу, - засомневался Гинзбург. - Может, часть правнукам отложу. А вообще надо вперед двигать нашу физику.
- Почему российские ученые не всегда получают заслуженные ими Нобелевские премии?
- Потому что их не торопится выдвигать наше государство. Американцы своих соискателей на премию умеют «двигать», а мы нет. О том, кто меня выдвигал на соискание Нобелевской премии, я могу узнать только через пятьдесят лет, но я до этого не доживу. Об этом узнают только уже мои внуки. Наверняка выяснится, что меня выдвинула не Россия, а американцы.
- И еще один лженаучный вопрос: скажите, вот вы рьяный атеист, неужели никогда не молились?
- Я не только молился, но даже сам придумал молитву. Она звучит так: «Спасибо, Господи, что сделал меня физиком-теоретиком».
Научный мир со скорбью воспринял известие об утрате:
Игорь Лаговский, главный редактор журнала "Науки и жизнь": "Виталий Лазаревич всегда возмущался, если мы врали"
- Виталий Гинзбург был старейшим членом редколлегии журнала "Наука и жизнь". И стал им самым первым - еще в 1961 году, когда, собственно, начал выходить обновленный журнал. Лично написал нам 36 статей. Но несравненно больше отрецензировал - он, кстати, выссказывал свое мнение по каждому вышедшему номеру. Виталий Лазаревич всегда возмущался, если мы врали. Но он же всегда защищал журнал - особенно в советские годы, когда "партии и правительству" что-то в нем не нравилось. Гинзбург первым подписывал так называемые "письма редколлегии" в ЦК КПСС. Ничего и никого не боялся.
Академик РАН Эдуард Кругляков: «Мы с Гинзбургом запретили выпуск 23 «эликсиров молодости»
Российский физик-экспериментатор, доктор физико-математических наук, академик РАН, заместитель директора Института ядерной физики им. Г.И. Будкера, председатель Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при Президиуме РАН Кругляков вспоминает последние дни жизни академика Гинзбурга:
- Ушел блестящий теоретик. Виталий Лазаревич плохо чувствовал себя последнее время, перенес операцию, но никогда не жаловался на самочувствие. Только последние дне недели перед кончиной немного жаловался, что неважно себя чувствует. Но меня поражало, что в свои 93 года он не сидел без работы!
Теоретической физикой уже, конечно, ему было трудно заниматься. Формул в последние годы не писал. В основном все время у него уходило на общественную работу. Так, он пробивал создание лаборатории по изучению сверхпроводимости в ФИАН. Между прочим, сейчас все говорят о нанотехнологиях, а ведь сверхпроводимость – не хуже нано, самая передовая отрасль физики. Гинзбург с Путиным решал этот вопрос. Но он на сегодня еще находится в стадии решения.
Кроме того, Виталий Лазаревич занимался и так называемыми шпионскими делами ученых. У нас же много ученых сидит в тюрьме за разглашения якобы государственных тайн в области науки и технологий. Моему аспиранту недавно присудили 13 лет. Гинзбург этих арестантов защищал! Ведь чиновники не разбираются в физике и не могут оценить - нанесли ущерб государству наши ученые, поделившись с зарубежными коллегами своими наработками или нет. Писал и Президенту Медведеву, и в Верховный суд.
- Как он распорядился деньгами, которые получил за премию?
- Деньги его не интересовали. Жене купил, знаю, хороший телевизор. Часть денег отдал на издательские дела. Например, в журнал «Здравый смысл» и в фонд, который выпускает научно-популярную литературу.
- Какое у него было любимое блюдо?
- Ничего особенного. Меня угощал, когда я к нему приезжал, супом, лапшой.
- У него было хобби?
- Работа!
- Как организатор Комиссии по борьбе с лженаукой, Гинзбург добился каких-либо побед?
- Наша же цель – не борьба, а просвещение: открывать глаза общественности на лженаучные махинации. Нам удалось навсегда запретить разработку идеи о торсионных полях. Они исчезли. Остались, правда, только в рекламах лекарственных препаратов и приборов. Но люди уже не падки на такие обманы. Удалось запретить выпуск 23 «эликсиров здоровья и молодости», которые представляли собой чем-то облученную воду.
- Что Виталий Лазаревич думал о состоянии нашей российской науки? Ждет ее процветание или нет?
- А это не от науки зависит, а от властей. Они виноваты в униженном положении ученых. Ведь финансирование за последние годы упало в несколько раз. И на молодых ученых государству наплевать.
ИЗ ИНТЕРВЬЮ ВИТАЛИЯ ГИНЗБУРГА
Образованных людей и блестящих ученых в Отечестве нашем, слава Богу, пока хватает. Но если дать волю мошенникам от науки, мы легко можем превратиться в страну дикарей. Так считают председатель комиссии по борьбе с лженаукой Академии наук России замдиректора Института ядерной физики им Г. Будкера Эдуард Кругляков и сопредседатель комиссии академик Виталий Гинзбург. Об этом шла речь на "Прямой линии" с читателями "КП".
О "вечном двигателе" и о чудесных открытиях
Есть вещи, которые для физика настолько очевидны, что он сразу может их отмести. Приведу давний пример из реальной жизни, случившийся с академиком Петром Капицей. В конце 30-х годов в Москву привезли французов - изобретателей самолета с вечным двигателем - аппарат якобы мог летать сколь угодно долго. Капицу пригласили экспертом.
Французы никого в самолет не пускали. Тогда Капица, понимая, что такого двигателя быть не может, схватил пожарный багор, подбежал к самолету и вспорол обшивку. Корпус был полностью забит аккумуляторами. Изобретатели мгновенно испарились из ангара. Почему Капица решился на такой жесткий поступок? Он был уверен, что тут какая-то мистификация.
О новых "уникальных" медицинских приборах. Лечиться? Не лечиться?
Лучше доверять проверенным временем методикам. Мне передали письмо, написанное Касьянову, по поводу деятельности некоего господина Ахатрина - открывателя "микролептонов", создателя медицинского прибора "Гамма-7". Якобы его устройство лечит все болезни!
На самом деле это пустышка, в которой ничего нет, она даже к сети не подключается. А в письме премьеру было сказано, что это гениальное открытие. Что с помощью прибора можно не только лечить, но и нефтяные месторождения открывать. Ахатрин предложил исследовать Каспий.
И попросил 500 миллионов рублей в год. Вот вам масштаб жульничества. Этот прибор был отправлен на экспертизу не в государственную Академию наук, а в Академию естественных наук, где и сидят все эти жулики. Представляете, какое заключение они дадут?
Вообще человеку образованному не должно составить труда распознать фальшивку. Вот сейчас уважаемый актер Куравлев браслет из циркония рекламирует. Цирконий - обыкновенный металл, посмотрите в любом справочнике. А по телевизору некий доктор медицинских наук утверждает, что он помогает при гипертонии, ишемической болезни сердца, стенокардии, головной боли... Полная ахинея!
Я понимаю, наш военно-промышленный комплекс наштамповал этого циркония горы, и теперь не знают, что с ним делать. Вот и "спасают" Куравлева от гипертонии.
Но это еще ничего. А что, прикажете, думать, когда замминистра труда и социального развития Валерий Январев просит органы исполнительной власти оказать содействие главным санитарным врачам по внедрению устройства "Вита"? Якобы оно защищает от электромагнитных излучений. Прибор тот - опять же пустышка, не способная никого защитить. И почему в это дело вмешивается государственный чиновник?
Об экстрасенсах
Доказано, что вокруг человека всегда существует тепловое поле. Но как это может быть связано с воздействием на тот или иной орган - пока не ясно. Да и навряд ли такая связь существует. Но, с другой стороны, есть вещи, о которых современная наука имеет слабое представление. Например, иглоукалывание. В XIX веке гипноз считали бредом. Сейчас многие врачи применяют его на практике. Если вы действительно хотите понять что-то про свои способности, обратитесь в местную горбольницу и под наблюдением врачей попробуйте провести долгосрочный эксперимент.
О маге Мессинге
У современной науки нет доказательств в пользу ясновидения или прорицания. 30 лет назад я сам два раза был на сеансах Мессинга. Участвовал в экспериментах, которые он проводил над зрителями.
Гипнотизер он был первоклассный. Обладал высокой чувствительностью и наблюдательностью. Но ничего сверхъестественного я не заметил. А когда я захотел подняться на сцену во второй свой приход, ассистентка отправила меня назад. Очевидно, боялась, что я разгадаю трюки. Кстати, все они потом были объяснены его собратьями по ремеслу.
Виталий Гинзбург будет похоронен в среду, 11 ноября, на Новодевичьем кладбище в Москве. Церемония прощания пройдет в Колонном зале Физического института РАН имени Лебедева в этот же день в 11.30.
ЗВОНОК В РАН
«Борясь с лженаукой, мы запретили выпуск 23 «эликсиров молодости»
Заместитель директора Института ядерной физики им. Г. И. Будкера, председатель Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при Президиуме РАН Эдуард Кругляков вспоминает последние дни жизни академика Гинзбурга:
- Виталий Лазаревич плохо чувствовал себя последнее время, перенес операцию, но никогда не жаловался. Меня поражало, что в свои 93 года он не сидел без работы! Теоретической физикой уже, конечно, ему было трудно заниматься. Формул в последние годы не писал. В основном все время у него уходило на общественную работу. Так, он пробивал создание лаборатории по изучению сверхпроводимости в ФИАН.
Кроме того, Виталий Лазаревич занимался и так называемыми шпионскими делами ученых. У нас же много ученых сидят в тюрьме за разглашение якобы государственных тайн в области науки и технологий. Гинзбург этих арестантов защищал! Ведь чиновники не разбираются в физике и не могут оценить, нанесли ущерб государству наши ученые, поделившись с зарубежными коллегами своими наработками, или нет.
- Как организатор Комиссии по борьбе с лженаукой, Гинзбург добился каких-либо побед?
- Наша же цель - открывать глаза общественности на лженаучные махинации. Нам удалось навсегда запретить разработку идеи о торсионных полях. Также удалось запретить выпуск 23 «эликсиров здоровья и молодости», которые представляли собой чем-то облученную воду.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Виталий Лазаревич ГИНЗБУРГ родился в 1916 году в Москве. Доктором физико-математических наук стал в 1942 году. С тех пор и до конца жизни работал в Теоретическом отделе Физического института (ФИАН). Параллельно возглавлял созданную им кафедру проблем физики и астрофизики в МФТИ.
Ученый - автор более 400 научных работ и 10 монографий по сверхпроводимости, физике звезд и плазмы, происхождению и свойствам космических лучей, распространению радиоволн, изучению космоса с помощью радиотелескопов.
Автор Светлана КузинаИсточник
Источник: kp
|