Российские власти надеются, что авиабилеты в следующем году дорожать не будут. По мнению руководителя "Росавиации" Геннадия Курзенкова, цены останутся на уровне 2009 г. благодаря тому, что правительство выделило 2,5 млрд руб. на перевозку пассажиров с Дальнего Востока и Крайнего Севера. "Эти средства будут использованы и внутри регионов, они будут поддерживать маршрутную сеть", – пояснил Курзенков.
Правила субсидирования пассажирских авиаперевозок на Дальний Восток были утверждены правительством в марте текущего года. Федеральный бюджет компенсирует авиаперевозчикам разницу в тарифах через "Росавиацию". Льготные цены для жителей дальневосточного региона вводятся с 15 мая по 15 сентября. Конкретные тарифы будут установлены до конца марта, билеты поступят в продажу в апреле. Уже определены шесть авиакомпаний, которым предстоит осуществлять "социальные" полеты с Дальнего Востока в Москву, Санкт-Петербург, Сочи и обратно: "Аэрофлот", "Трансаэро", "Сибирь", "Россия", а также две региональные компании – "Якутия" и "Мирнинское авиапредприятие".
Правда, глава "Росавиации" не забыл добавить, что его прогнозы оправдаются лишь в том случае, если цены на авиационный керосин останутся на прежнем уровне. А, между тем как раз вероятность подобного развития событий вызывает большие сомнения экспертов. Стоимость авиатоплива уже повышается, и весьма существенно. В ноябре отпускные цены на него выросли сразу на 700 – 1 тыс. руб. за тонну. По данным "РБК daily", стоимость тонны керосина (без НДС и услуг по заправке) в "Шереметьево" с 24 ноября выросла с 18,3 тыс. до 18,8 тыс. руб., во "Внуково" керосин с 7 ноября подорожал с 18,41 тыс. до 19,35 тыс. рублей.
Эксперты связывают скачок цен с переориентацией нефтеперерабатывающих заводов на производство зимнего дизельного топлива для автомобилей. В результате возникает дефицит авиакеросина, что закономерно ведет к повышению его стоимости. С проблемой недостатка горючего на прошлой неделе уже столкнулся "Аэрофлот", который едва не оказался на грани приостановки рейсов. Несколько дней компания прожила на суточных объемах топлива, получаемого из резервных фондов "Шереметьева", тогда как по нормам, установленным Росавиацией, неснижаемый запас керосина должен быть трехдневным. Сложности с закупкой дополнительных объемов горючего на декабрь 2009-го – январь 2010 г. испытал также топливозаправочный комплекс "Домодедово".
Участники рынка ожидают, что в декабре цена авиакеросина также будет расти. При этом затраты на него в расходах авиаперевозчиков занимают до 50%, и вряд ли они захотят компенсировать нынешнее повышение стоимости из собственного кармана. Компания "Трансаэро", например, уже объявила о том, что с 15 декабря увеличивает тарифы на перевозку. Ее примеру могут последовать и другие участники рынка. Так что, вполне возможно россиянам, собравшимся провести новогодние праздники за пределами родины, придется снова столкнуться с уже слегка подзабытым термином "доплата за топливный сбор". В более выгодном положении могут оказаться туристы, успевшие полностью оплатить путевки: многие туроператоры уверяют, что требовать дополнительные деньги с таких клиентов не будут, но для остальных стоимость тура пересчитают. А масштабное повышение цен на перелеты, скорее всего, начнется после Нового года.
В 2009 г. стоимость авиабилетов несколько снизилась благодаря резкому падению нефтяных котировок. Но сейчас черное золото уверенно держится на достаточно высоком уровне, и рассчитывать на повторение прошлогоднего сценария пока не приходится. Впрочем, это вряд ли обрадовало бы и самих пассажиров, поскольку такой вариант развития событий возможен только в случае новой волны глобального кризиса.
Автор Анастасия Кавестникова
Источник: utro
|