В России - литературная сенсация. Только что изданный роман Владимира Набокова "Лаура и ее оригинал" бьет рекорды продаж. Немалый - по нынешним временам - стотысячный тираж читатели за несколько дней смели с книжных полок. Дело в том, что книга еще накануне выхода в свет приобрела скандальную известность. О "Лауре" и Набокове - наш московский корреспондент Лариса Задорожная.
138 карточек, исписанных карандашом, потрепанных временем - когда-то Владимир Набоков складывал их в обычные коробки из-под обуви. А перед смертью просил уничтожить. Но неоконченная последняя книга пролежала в швейцарском банке почти 30 лет.
Ольга Чумичева, PR-директор издательства:
- Это библиотечные карточки небольшого размера. Соответственно, книга составлена в произвольном порядке. Владимир Набоков, поскольку хотел, чтобы книга была вообще уничтожена, не оставил рецепта, в какой последовательности эти карточки должны быть сложены.
Их сложил, а потом издал - тем самым нарушив волю отца - сын Дмитрий Набоков. Сейчас он избегает любых интервью.
Татьяна Пономарёва, директор музея Владимира Набокова:
- И с его слов, когда ему исполнилось 75 лет - у него нет потомков - время настало. Он полагает, что это должно быть издано, чтобы мы могли прочитать то, над чем Набоков продолжал работать в последние годы жизни. И ясно, что для него лично было очень важно, что это не будет сожжено.
Литературный мир разделился: одни считают, что сын обязан был опубликовать "Лауру", другие - что не имел никакого права.
Николай Мельников, исследователь творчества Владимира Набокова:
- Набоков серьезно возражал против публикации черновиков. Когда в интервью спросили: не согласились бы вы показать свои рукописи, он ответил: "Я вынужден отказаться. Только амбициозное ничтожество и посредственности выставляют свои черновики на обозрение".
Сюжет романа "Лаура и ее оригинал" достаточно откровенен, в чем-то перекликается с "Лолитой". Это история молодой жены и дряхлеющего мужа.
Лариса Задорожная, корреспондент:
- "Вещи - это сор, недостойный вечности", - говорил Владимир Набоков. Возможно, "Лауру" он посчитал именно такой вещью. Исследователи считают, что строчки, которые все же увидели свет, это лишь треть задуманного романа.
- Вы можете представить свою жизнь без сочинительства?
Владимир Набоков, писатель, фрагмент программы "Апострофы" (архив):
- Вполне представляю такую другую жизнь. Мне удалось это пощупать, когда я превращался в безвестного энтомолога, проводящего лето в погоне за бабочками.
Это одно из последних интервью писателя. Его романы шокировали при жизни автора. Но оказалось, они способны это делать и после его смерти. "Лауру" впервые напечатали в "Плэйбое", рукопись выставили на аукцион "Кристи".
Набоков любил повторять: моя голова разговаривает по-английски, мое сердце - по-русски, мое ухо - по-французски. Его последний "роман с громкой историей" смогут прочитать на всех трех языках. Лариса Задорожная, Виталий Коваленко, "Подробности", российское бюро телеканала "Интер"
Источник: newsland
|