Американские исследователи разработали сравнительно простой метод обнаружения художественных подделок и имитаций произведений искусства. Новый метод получил название "кодирования с чередованием". Суть метода в следующем: специальный компьютерный алгоритм получает набор заведомо подлинных картин того или иного художника и разбивает эти картины на мельчайшие, практически неотличимые частицы, чтобы алгоритм мог исследовать идентичные фрагменты полотен и выучить уникальный почерк художника.
Исследователи говорят, что созданный ими алгоритм выявляет простейшие визуальные элементы, штрихи, разнообразные пропорции и иные детали картин, присущие кисти того или иного художника, но отсутствующие у подражателей. До сих пор похожие функции брали на себя люди, занимающиеся искусствоведением и исследующие творчество различных художников. Однако компьютеры могут проводить более тонкий и четкий анализ, составляя значительно более полную картину.
Новая программа построена на принципах математического анализа художественных фракталов - мельчайших узоров, которые имеют тенденцию повторяться на разных картинах, принадлежащих одному и тому же художнику.
По словам Дениэля Рокмура, инженера из Колледжа Дартмута в США, на сегодняшний день существует несколько техник кодирования с чередованием, однако техника разработанная в их учебном заведении, наиболее точна из всех, так как позволяет работать с мельчайшими элементами картин и объединять несколько участков картин для комплексного анализа.
В рамках демонстрации исследователи показали картину 16 века кисти фламандского живописца Питера Брейгеля Старшего разбитую на 144 квадрата - 12 в ширину на 12 в длину. В каждом из квадратов система установила некоторые ключевые точки, формы, переходы цветов и другие моменты. Американские специалисты говорят, что картины Брейгеля имели особенно много подражателей, поэтому отличить оригинальные работы от подделок могут далеко не все искусствоведы.
Однако компьютерная система разработчиков из Дартмута все же смогла уловить уникальный почерк художника, который так и не был воспроизведен в картинах подражателей. "Мы надеемся, что наша разработка станет одной из точек приложения культуры и современных технологий. При помощи созданной методики можно отслеживать не только развитие подделок, но и эволюцию живописи вообще, понять, как со временем менялись техники живописи", - говорит он.
Источник: CyberSecurity
|