Со школьной скамьи мы привыкли считать, что пирамиды фараонов строили рабы. Но примерно последние двадцать лет внимание египтологов было приковано к захоронениям людей, которые строили пирамиды. Именно они подводят как раз к одной из главных загадок, связанных с древним Египтом: как это государство было устроено? Ученые до сих пор не знают ответа на этот вопрос.
Но не так давно главный археолог Египта, генеральный секретарь Высшего совета по древностям доктор Захи Хавасс заявил, что строители пирамид не были рабами. Тогда кем же они были? Об этом в эфире Радио Свобода рассказала заведующая отделом сравнительного изучения древних цивилизаций института Всеобщей истории РАН Вера Головина:
- Как находки погребений строителей пирамид связаны с проблемой устройства Древнеегипетского царства?
- Весьма интересным образом. Ведь египетская пирамида - это не только архитектурное погребальное сооружение. Это некая структура, которая вбирала самые главные составные части этого государства. Не только египетское население строило эти пирамиды, но и пирамиды каким-то образом "строили" это население. Они в какой-то мере создали это государство.
Египетская пирамида - это не только архитектурное погребальное сооружение. Это некая структура, которая вбирала самые главные составные части этого государства - Гигантский проект, который в свою очередь формировал общество?
- Совершенно верно. А дальше возникает три главных вопроса. Как пирамиды были построены технически? Кто их строил, кем были эти люди? И третий вопрос: как много их было? Мы знаем захоронения правителей и вельмож, но мы практически не знаем захоронения людей, не представляем себе, куда они делись. Поэтому раньше возникали самое невероятные предположения.
- В учебниках объяснялось просто: для того, чтобы воздвигнуть гигантские сооружения более ста метров высотой без современных технических средств, нужно было много людей. А кого не жалко? Наверное, не жалко рабов. Значит, строили рабы.
- Да, это такое обыденное рассуждение. Но тогда другой вопрос : откуда брали рабов? Если они были чужеземцами, то какую армию египтян нужно было иметь для того, чтобы их охранять. Нужно было население, которое их должно содержать. Это совершенно невозможно. Тем не менее, других альтернативных ответов не было, хотя сомнения зарождались неоднократно. Часто ссылались на Геродота, грека, который хотел описать историю греко-персидских войн. Он одним из первых побывал в Египте, и якобы утверждал, что там рабы принимали участие в строительстве. Десять лет строилась дорога, по которой таскали блоки, и двадцать лет - сама пирамида. Как пишет Геродот, в этом принимали участие сто тысяч человек, которые, сменяя друг друга, непрерывно работали в три смены. Однако на самом деле Геродот никогда не называет этих людей рабами, он употребляет другие греческие слова – "население", "человеки" и "египтяне". Цифра в сто тысяч строителей тоже настораживает. Представить, что в работе одновременно участвует сто тысяч человек, невозможно. Но если вчитаться в текст Геродота, то понятно, что речь идет о количестве строителей за год. И долгое время эти вопросы оставались без ответа, пока не пришли новые вести с раскопок из Египта о том, что найдены гробницы строителей.
- Что же необычного в этих гробницах? И как поняли, что нашли именно строителей?
- Во-первых, это были скромные захоронения, но в черте царских пирамид, что вещь сама по себе необычная. Если у них был статус рабов, то ни при каких обстоятельствах рядом с фараонами их похоронить не могли. Если смотреть на Гизу и Сакуру, то кроме пирамид, там есть огромный некрополь, в котором - любимые жены, царицы, родственники, вельможи. То есть, ближний круг. Это город мертвых в буквальном смысле. Там даже были свои улицы - улицы жрецов, предсказателей и так далее. Никто там больше не должен быть похоронен, рабочие не та публика, которая могла бы найти там последнее пристанище. И вдруг они похоронены по египетскому образцу: с ними лежат некоторые сосуды, утварь. И ряды гробниц были довольно роскошны для этого круга лиц. Это говорит о том, что статус их должен быть довольно высок.
- Но из чего следовало, что именно эти люди принимали участие в строительстве пирамид?
- Во-первых, место. Место было рядом с фараоновским некрополем, простой человек там не мог быть похоронен. Во-вторых, обследование костей показало, что эти люди занимались тяжелым физическим трудом. И главное – их массовость. Их было очень много.
- Но если они не были рабами, то кем?
- Для того, чтобы ответить на этот частный вопрос, хорошо бы знать ответ на более общий: а кто вообще были главными производителями Египта? Каков был статус людей, которые кормили страну? Если говорить об их профессиональной занятости, понятно, что это они занимались сельским хозяйством, разводили скот, собирали виноград. Но каковы были их отношения между собой и государством?
- Были ли они свободными людьми?
- Надо признать, что мы пока не очень можем подобрать термин, который обозначит положение. Их нельзя назвать рабами, но надо и осторожно употреблять слово "свободные люди". Потому что по отношению к древности слово "свобода" не вполне может употребляться в современном значении. В античном обществе, в Греции, в Риме мы видим рабство в его классическом виде. Там раб - орудие производства, по закону не имеющий ни семьи, ни собственности. На Древнем Востоке мы видим несколько иное. Там масса статусных положений, которые дают возможность его носителю быть вполне свободным. Не было четкого деления между свободным и несвободным, между этими крайностями - масса промежуточных состояний.
- А собственно рабы в Египте были?
- В Египте были такие лица, но их было очень мало. И как уже стало ясно из работ наших замечательных египтологов 60-70-х годов, это были рабы, выращенные в доме, которые когда-то очень давно были взяты в плен. У них был неполный статус. Но самое смешное, что они ценились очень высоко. Они редко продавались. Человек, который обладал десятком слуг, обязательно говорил, что у него есть один человек, который называется "бак", который заставляет работать. Это был предмет гордости. И кроме того, совершенно явно были военнопленные, которые действительно становились собственностью своих владельцев. А что касается основного населения Египта, то они не были рабами.
- Так как же их назвать?
- Наш язык может быть не вполне приспособлен для того, чтобы выразить сложность объема этих свобод, их категориальное отличие друг от друга.
- Можно ли сказать, что люди, которые строили пирамиды, и те люди, которые являлись основными производителями в Египте, имели один и тот же статус? Скажем, крестьянин, который выращивал зерновые культуры, и строитель пирамид – это были люди одного класса?
- Да, конечно, они принадлежали к одному классу. Это была некая система повинностей, она действовала на время, она действовала посменно.
- Люди отправлялись на строительство пирамид как на дежурство или как на военные сборы ?
- Не совсем. Вероятно, при ранних стадиях формирования этого государства вельможи получали огромные территории с людьми. И начальник большого имения поставлял некоторое количество людей на определенного рода работы. Это могло быть не только строительство пирамид. Они отбывали некоторый срок, возвращались к себе домой и продолжали заниматься своей работой.
- Участвовали в общественных государственных работах?
- Назовем это так. Интересно, что это давало возможность распределить прибавочный продукт. Эти работники получали плату продуктами. Нужно сказать, что и вельможи получали плату продуктами. И мы можем сказать, сколько они получали. Обычная норма обычного египтянина – это несколько ячменных лепешек, пара кувшинов пива. Слабоалкогольное пиво в условиях невероятной жары - обязательно, это нечто вроде нашего кваса. Зелень, рыба, изредка по праздникам - мясо. Строителей пирамид, видимо, кормили чуть лучше. Но вельможи получали иногда во много десятков раз больше – они кормили своих домочадцев, а кроме того могли обменять. Таким образом, это была трудовая повинность. И тогда это многое объясняет, - эти люди строили, к примеру, пирамиды, потом возвращались на свои поля.
- Что известно о "менеджменте" строительства пирамид?
- Сейчас египтологи много работают над этой темой, и получается, что это была высокоцентрализованная организация. Тяжело не только созвать огромную армию строителей, но и организовать ее. К примеру, Египет окружен пустынями, но в образе египетского государства, как ни странно, часто проглядывается образ корабля, который движется по воде. У него есть правый борт и левый борт. И вот таким же образом организовывались строительные элементы. Был такой экипаж, две тысячи мастеров, он делился на две части, на два отряда, причем интересно, что каждый из отрядов имел свои названия, и в эти названия обязательно входило имя живущего, правящего фараона. Как только он садился на трон, он начинал строить гробницу. Названия были на взгляд современного человека странные, к примеру, одни назывались "Друзья фараона". Это был такой титул – "первый друг", "главный друг". Вторая часть у того же фараона называлась "Пьянчуги". Думаю, что точный перевод - это "пьяницы". Потом эти тысячи человек, каждый из тысячи человек делились на мелкие ячейки, отряды, эти отряды делились на двадцатки или десятки. Причем у более мелких отрядов были одинаковые названия – "большой", "зеленый".
Но интересно, что все эти названия могут быть возведены к названиям частей корабля – нос, корма, еще что-то подобное. И наконец, рабочая оперативная группа, 10 или 20 человек, но это были строители. Предполагают, что собственно строили два-три таких экипажа, то есть 5-6 тысяч человек, а остальные обслуживали их, и кроме того, занимались работами, связанными со строительством, но в других местах. Ведь там были карьеры, нужно было заниматься транспортом, на баржах перевозили большие блоки с другого берега Нила, там были горшечники, пивовары, водоносы, ткачи, которым нужно было делать одежду, прачки, которым нужно было стирать, - и еще много других. Но были еще и люди, занимающие более высокую позицию – писцы. Нужно было вести учет, какой блок куда положен. Блоки не только вырубались, они еще хранились, и точно указывалось, в какой день какая бригада куда его должна поставить. И это все хранилось в записи. Кроме того, там были контролеры, должны были все проверять. Это все бюрократия младшего звена. Потом еще надсмотрщики высокого звена, вплоть до первого министра или визиря, как называют по-арабски. И вся эта структура как раз и насчитывала 25-30 тысяч человек. Но это была не только строительная корпорация, Видимо это требовало такого напряжения сил, средств, свободных рук, ресурсов, что не страна просто не выдержала пирамиде предписывалась некоторая недвижимость, земли, люди, скот, вода.
- Пирамида превращалась в административный округ?
- Фактически да. Даже женщины участвовали в строительстве. Вероятно, были прачками или еще кем-то. Даже подростки работали по трудовой повинности. Причем мы знаем, как их отбирали. Закрепляли палку на расстоянии метра от земли: если ребенок проходил под ней, он еще не подлежал призыву, а если голова возвышалась, его могли забрать, например, водоносом или погонщиком ослов.
- Откуда брались профессионалы-строители? Откуда они брали знания?
- Практика ошибок и горького опыта. Мы знаем только те пирамиды, которые остались, но есть много тех, что развалились. Есть так называемые оплывшие пирамиды. Фараон, как только он восходил на трон, начинал грандиозное предприятие. Иногда опыт был настолько неудачен, что начиналось строительство другой пирамиды. Иногда, когда изменялась столица, когда приходила новая династия, происходившая из другой области, из другого города, то оставлялся прежний пирамидный город, а пирамиды строились в другом месте. А потом происходило возвращение. Пирамиды прекратили строить примерно во втором тысячелетии до нашей эры.
- Но кгипетская цивилизация просуществовала до 1 века нашей эры. Почему же египтяне прекратили строить пирамиды?
- Это вообще дискутируемая проблема. Видимо это требовало такого напряжения сил, средств, свободных рук, ресурсов, что не страна просто не выдержала. Ведь Египет старого царства развалился очень быстро. Может быть, разрушилась система связи всех областей через храмовые хозяйства, которые в конечном счете затягивались на столицу и на столичный некрополь. В это время произошел такой процесс, его смешно называют – "демократизация заупокойного культа". Вдруг вызрело мощное умонастроение, что последующая жизнь, возрождение связано не только с фараоном.
- То есть конец эпохи строительства пирамид был следствием кризиса идеологии в Египте?
- Возможно. Во всяком случае, крупные вельможи, которые ранее стремились быть похороненными как можно ближе к своему владыке, вдруг начинают строить свои собственные погребения (они называются "мастаба") в своих областях, где они были такими же владыками.
- Для вас, как для ученого, остались вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы?
- Возвращусь к началу беседы: мне бы очень хотелось найти точное выражение статуса непосредственных производителей в Египте.
- То есть как же правильно назвать тех, кто на самом деле строил пирамиды….
Автор Ольга Орлова
Источник: svobodanews
|