Как сингапурским властям за полвека удалось превратить помойку в самый чистый город Азии и одно из самых процветающих государств на земле?
В этот город-государство на экваторе зачастили гости из России. Богатые русские присматривают себе жильё у моря. А политики и чиновники пытаются разгадать механизм сингапурского феномена.
Ни капли даром
— Пробуйте, не бойтесь! — Яп Кен Гуан, топ-менеджер Национального водного агентства Сингапура, с улыбкой протягивает бутылочку минералки. Минуту назад он сам на моих глазах отпил из такой же бутылочки. Ничего необычного в этом, в общем-то, нет. Не считая того, что ещё недавно эта вода текла по трубам сингапурской канализации вместе с экскрементами и прочей дрянью. Но экономные жители острова грязную воду собрали, очистили с помощью мембранных и прочих высоких технологий и разлили по бутылкам. Получилась «New Water», «Новая вода» — приятного аппетита!
— Много лет подряд Сингапур не выбрасывает сточные воды в реки и море. Вся грязная вода предварительно очищается, — говорит г-н Яп. Очищают сингапурцы не только канализационные стоки. Они опресняют морскую воду и собирают дождевую. Системой водосбора охвачена уже половина территории острова. Поставлена задача охватить три четверти. В перспективе ни капли, упавшей с неба, не пропадёт даром. А ведь прежде питьевой воды здесь не было вообще и жизненно важный ресурс приходилось целиком качать по трубам из соседней Малайзии. Сегодня у Сингапура 15 водохранилищ. В моде настоящий культ чистой воды — школьников учат её беречь, взрослым за экономию снижают коммунальные тарифы.
Разобравшись с жидкими отходами, на Сингапуре не забыли и о твёрдых. Переработанный мусор здесь превращают в материал... для новых территорий. За несколько десятилетий площадь острова искусственно увеличили, отвоевав у моря примерно 100 квадратных километров. И теперь государство-карлик занимает не 600, а целых 700 кв. км!
Два полюса мира
Сингапур и Россия выглядят абсолютными антиподами. Мы — самое большое государство в мире, они — одно из самых маленьких: площадь России почти в 25 тыс. раз (!) больше площади Сингапура. У нас в Москве этой зимой было −26°С, у них — +26°С даже в тени. Мы — богатейшая по природным запасам страна, у них нет никаких полезных ископаемых. Как нет и почти никакого сельского хозяйства — земли, приспособленной для сельхозработ, тут чуть больше 10 км2. Курам на смех! Остров с населением без малого 5 млн человек импортирует 100% мяса, свыше 96% морепродуктов, 93% овощей, 80% яиц — интересно, что бы сказали на этот счёт наши борцы за продовольственную безопасность? Россия живёт за счёт нефти и газа, Сингапур пестует «умную» экономику. Да, у них есть крупнейший в мире порт, развиты электроника и фармацевтика, но основной доход стране приносят услуги — банковские, юридические, медицинские, гостиничные и др.
А главное: это наногосударство демонстрирует экономическую эффективность, которая нам, великим и могучим, даже не снилась. За 45 лет после обретения независимости национальный доход страны, пересчитанный на душу населения, вырос с менее чем 1 тыс. долларов США до 35 тыс. долларов. Теперь средний сингапурец примерно в 4 раза богаче среднего россиянина. Оценивая достаток жителей разных стран, эксперты МВФ поставили Сингапур на 4-е место в мировом рейтинге. Всемирный банк присудил ему в прошлом году 1-е место в списке стран, где комфортнее всего делать бизнес. Россия в том же списке заняла 120-ю позицию. Не в нашу пользу и сравнение уровней коррупции. В рейтинге «Трансперенси Интернешнл» за 2009 г. Сингапур занял 3-е место, уступив по «чистоте чиновничьих рук» лишь Новой Зеландии и Дании. Место России — 146-е...
Убить дракона
Очистить Сингапур от коррупции в своё время оказалось труднее, чем сточные воды от фекалий.
— Коррупция была одной из черт нашего азиатского образа«, — вспоминает в своей книге «Сингапурская история: из „третьего мира“ — в первый» Ли Куан Ю, бывший премьером страны на протяжении более 30 лет и ставший практически отцом нации. Лечить гниющую рыбу мудрый Ли начал с головы. — Мы решили сосредоточить внимание БРК (Бюро по расследованию коррупции. — Ред.) на крупных взяточниках в высших эшелонах власти, — пишет экс-премьер. — С мелкой сошкой мы намеревались бороться путём упрощения процедур принятия решений... издания ясных и простых правил, вплоть до отмены разрешений и лицензирования в менее важных сферах общественной жизни.
Директор БРК был уполномочен вести расследования против любого министра. Судам разрешили считать доказательством взяток несоответствие зарплаты чиновника его имуществу или образу жизни. В 10 раз — до 100 тыс. сингапурских долларов — был увеличен штраф за коррупцию, разрешена конфискация левых доходов. Ли Куан Ю не покрывал родственников и соратников, попавших под подозрение.
Вот как он сам вспоминает этапы той борьбы:
— Член парламента от ПНД Фей Ю Кок был обвинён по 4 эпизодам в преступном злоупотреблении властью. Общая сумма ущерба оценивалась в 83 тыс. сингапурских долларов... Фей Ю Кок был освобождён под залог в 50 тыс., сбежал и влачил жалкое существование в Таиланде... Наиболее драматичным был случай с министром национального развития Те Чин Ваном... Один из его старых партнёров на допросе в БРК признал, что дал Те Чин Вану две суммы наличными по 400 тыс. долл. каждая... Через неделю офицер безопасности сообщил мне, что Те Чин Ван умер... Вскрытие показало, что он покончил с собой, отравившись амиталом натрия.
Посадки, побеги и самоубийства высших сановников произвели должный эффект: воровать стали бояться все. Пример личной честности подавал и глава кабинета:
— Моя официальная резиденция принадлежала правительству. У меня не было никаких льгот, не было автомобиля, не было водителя, как не было и садовников, поваров и прочей прислуги. Я установил практику, при которой премьер-министр и другие министры ежемесячно получали определённую сумму денег и сами решали, на что её потратить.
Помимо жёсткого кнута власть использовала сладкий пряник: высокие зарплаты для чиновников и судей.
— Малооплачиваемые министры и госслужащие разрушили не одно азиатское правительство, — считал Ли Куан Ю. Доходы государевых слуг подтянули к доходам менеджеров частных фирм, чтобы удержать на госслужбе умных, честных и энергичных управленцев. В итоге премьер-министр Сингапура стал самым высокооплачиваемым премьером в мире, и даже зарплаты судей достигли тут почти миллиона долларов в год. Впрочем, в трудные времена правительство подавало пример самоограничения: с началом нынешнего экономического кризиса, например, доходы высшего звена бюрократии были с ходу урезаны на 20%.
— Их опыт борьбы с коррупцией впечатляет, — признался мне Сергей Миронов, спикер Совета Федерации, уже дважды побывавший в Сингапуре. — Блестящие условия труда госслужащих — и карающий меч за любое отступление, с конфискацией имущества, с нищетой и позором для семьи. Каждый чиновник тут знает: он и его дети будут обеспечены — только честно работай. Но если оступишься — в обществе на тебе поставят крест.
Автор благодарит за содействие в подготовке материала редакцию журнала «103-й Меридиан», а также сотрудников посольства РФ в Сингапуре.
Почему именно в Сингапуре проще всего открыть своё дело? Как в этом городе борются с кризисом и автомобильными пробками? Какой штраф тут берут за плевок или брошенный окурок, за что могут побить палками, а за что — повесить? Продолжение репортажа читайте в следующих номерах.
Автор Виталий Цепляев
Источник: aif
|