Разработанный Леонардо да Винчи проект огромной конной статуи «Il Cavallo» технически вполне реален. Если бы заказчик не истратил всю бронзу на пушки, сегодня самая крупная конная статуя в мире могла бы цениться больше, чем любая другая работа да Винчи.
История одной неудачи В 1482 году герцог Милана Лодовико Сфорца (1452−1508) заказал да Винчи бронзовую конную статую в честь своего отца Франческо. Итальянский художник и изобретатель потратил около 17 лет на исследования, которые могли бы позволить ему выполнить заказ, однако свою работу так и не завершил. Когда он уже закончил полномасштабную глиняную модель будущей статуи и был готов приступить к основной части проекта – отливке, то оказалось, что вся необходимая ему для этого бронза ушла на изготовление пушек в связи с надвигающейся угрозой со стороны Франции. Литейная форма впоследствии была утрачена, а глиняную модель уничтожили французские солдаты.
Хотя Леонардо до конца своих дней переживал, что так и не закончил этот грандиозный проект, инженеры всегда считали, что отлить всю статую за один прием было невозможно из-за технических просчетов изобретателя. «Как можно обработать за один раз такое огромное количество расплавленной бронзы, да еще и уравновесить огромную лошадь, стоящую всего на трех ногах и весившую много тонн? Ответы смогло дать нам компьютерное моделирование, основанное на расчетах да Винчи, которые дошли до наших дней в его рукописях», — рассказал итальянский исследователь Паоло Галлуцци (Paolo Galluzzi), глава Института и музея истории науки во Флоренции.
Да Винчи рассчитал все точно Команда специалистов во главе с Галлуцци смогла рассчитать, что бронзовая статуя высотой в 7,3 м и весом в 70 т могла быть успешно отлита за один прием, и на это ушло бы всего 165 секунд. Да Винчи собирался произвести отливку лошади в специальной яме глубиной в 20 м. «Проект был вполне осуществим. Причем в обоих вариантах, составленных да Винчи, – бронзовую статую могли отлить как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. Однако ему бы пришлось отказаться от отливки лошади в положении вверх ногами», — рассказал Галлуцци.
Для создания статуи гарцующей лошади да Винчи воспользовался так называемым непрямым методом литья. Его хорошо знали древние греки еще с VII века до н. э., однако художникам Ренессанса он был неизвестен, так как до них не дошло ни одного описания античной технологии.
Чтобы получить идеальную температуру и соблюсти правильное время выплавки, да Винчи изобрел специальную печь. «Отделения этой печи открывались в заданной последовательности. Система контролировалась пиротехническими датчиками, которые вспыхивали, когда расплавленная бронза достигала их, и подавали таким образом сигнал, что нужно открывать следующее отделение печи», — рассказал Галлуцци.
Леонардо да Винчи также точно рассчитал положение всех критических точек статуи и точное время, когда расплавленная бронза вытекала из печи в приготовленную литейную форму. «Компьютерная модель показала, что все действия были тщательным образом подготовлены. Оказалось, что самые важные части статуи, в которые расплавленный металл поступал быстрее всего, были теми точками, которые играли наименьшую роль для сохранения равновесия будущей статуи», — рассказал Алессандро Инкогнито (Alessandro Incognito), глава компании XC Engineering, которая занималась моделированием процесса отливки.
Созданная трехмерная модель продемонстрировала, что расплавленная бронза должна была заполнить литейную форму будущей статуи быстрее, чем за 165 секунд, а для получения нужного результата потребовалось бы 70 т металла – именно столько, сколько рассчитал да Винчи.
Согласно мнению Алессандро Веццози (Alessandro Vezzosi), главы Идеального музея, расположенного в городе Винчи, где великий художник родился в 1452 году, проведенное исследование освещает те аспекты, которые невозможно изучить с помощью методологии традиционных исторических изысканий. «Это интересный подход к истории: здесь объединились современные технологические достижения и исторические источники», — отметил он.
Результаты исследований команды специалистов во главе с Галлуцци будут вскоре представлены на выставке в флорентийском музее. А к Expo-2015 в Милане исследователи собираются воссоздать так никогда и не законченную да Винчи статую. «Теперь, когда наше исследование доказало, что проект Леонардо вполне осуществим, мы планирует отлить бронзового коня именно в том городе, где это и должно было произойти в свое время», — подвел итог Галлуцци.
Источник: infox
|