На этой неделе стали достоянием общественности данные Центрального банка РФ о структуре денежных накоплений россиян. Вернее, об отсутствии этих самых накоплений и опасной тенденции сокращения количества тех, кто вообще может позволить себе на что-нибудь копить. На мой взгляд, иначе интерпретировать информацию нельзя.
Посудите сами: если после уплаты обязательных платежей в кошельке еще что-то осталось, то затраты на еду, одежду, коммунальные и прочие платежи адекватны и не опустошают бюджет дочиста. Следовательно, внутренняя экономическая политика государства позволяет вам богатеть и в результате становится богаче само государство. И за счет того, что с больших зарплат платится больше налогов, и за счет того, что большие зарплаты увеличивают потребительский спрос.
В то же время, согласно исследованиям ВЦИОМ, сегодня менее чем у четверти населения (если быть точным - у 24 процентов) есть возможность копить деньги. Причем, в исследовании социологов отмечено, что 27 и 24 процента соответственно откладывают средства "на всякий случай" и "на черный день".
Не знаю как для кого, но лично для меня эти понятия тождественны. А, значит, больше половины населения страны не испытывает уверенности в будущем, откладывая средства просто так, авось в будущем пригодятся.
На мой взгляд, это серьезный сигнал для экономического блока правительства. Как и тот факт, что в связи с кризисом 51 процент опрошенных лишился своих сбережений. 15 процентов россиян - полностью, 36 процентов - частично. Правда, это данные уже не ВЦИОМа, а международной исследовательской компании "Nielsen Norman Group", но от этого они не становятся менее репрезентативными.
Что удивительно - на этом фоне растет объем банковских вкладов. К 1 февраля он составил 7,503 триллиона рублей, что, кстати, является абсолютным рекордом.
Я считаю, что данный факт сам по себе очень интересен. Получается, что либо те, кто был опрошен ВЦИОМ, в массе своей не считают банковский вклад накоплением, либо прирост вкладов обеспечивает та самая четверть населения, у которой в принципе остаются деньги на что-то еще после всех обязательных платежей.
Кстати говоря, последнее вполне возможно. Дело в том, что в основном накопления делают москвичи (36 процентов) и пенсионеры. У первых это получается в силу большего размера зарплаты по сравнению с остальной Россией, у вторых - в силу психологических особенностей пожилых людей и их умения экономить. Но мне кажется важным и другой аспект. Ведь, помимо умения копить, весьма важно и умение увеличить свои накопления путем правильных инвестиций.
И с этой чертой у современных россиян становится все лучше и лучше. Сейчас будущие пенсионеры, судя по всему, учатся считать не только зарабатываемые в данный момент деньги, но и те, которые будут получать потом, по достижении пенсионного возраста.
Именно такой вывод можно сделать на основании данных Национальной ассоциации НПФ, согласно которым в ушедшем 2009 году негосударственным пенсионным фондам свои сбережения доверили 2,2 миллиона россиян, что на 12 процентов больше, чем в 2008 году.
Доверили не зря. По итогам года частные пенсионные фонды показали доходность в среднем в 20 процентов, в то время как ВЭБ, уполномоченный государством управлять пенсионными деньгами, - всего порядка 10 процентов. То есть, обогнал инфляцию (отмечу - официальную) всего на 1 процент.
А вот государственным структурам профессиональное управление финансовыми потоками, похоже, удается хуже. С одной стороны, их можно понять - лучше обеспечить минимальный доход, не впадая в рискованные инвестиции. Но с другой, - иногда совершенно сумасшедшие деньги готовы тратить непонятно на что. В качестве примера возьмем пресловутые инновации. В середине недели состоялось заседание комиссии по высоким технологиям и инновациям под председательством Владимира Путина, после чего выяснилось, что в текущем году на науку, инновационные проекты и сопутствующие федеральные целевые программы будет выделено 1,1 триллиона рублей. При том, что в российском законодательстве вообще отсутствует определение инноваций.
Справедливости ради стоит сказать, что это определение вообще довольно размытое. В той же Википедии, например, которую хотя и нельзя воспринимать как стопроцентно точный источник информации, но, тем не менее, определений инновации в специальной статье целых четыре и все они, извините, одно мутнее другого.
Что касается российской действительности, то предполагается, что терминология будет заимствована из документов Организации экономического сотрудничества и развития, которые, правда, все равно придется адаптировать, и все это в течение ближайших двух месяцев.
Если серьезно, то лично я считаю, что инновации - это хорошо и важно. Тем не менее, на сегодняшнем этапе главное другое - четко определиться, на что именно будет потрачен этот пресловутый триллион рублей.
Автор Тарас Фомченков
Источник: rg
|