С 1 апреля этого года в 19 регионах РФ в рамках эксперимента началось преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики». Новый предмет будет преподаваться в течение 2 учебных четвертей среди 4-классников. Планируется, что через три года предмет станет обязательным во всех регионах.
Новый учебный курс состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. Школьники будут изучать на выбор один из модулей.
Разумеется, было много дискуссий о целесообразности и необходимости введения этого предмета: после 70 лет господства атеистической и материалистической идеологий вполне неудивительно, что разгорелись нешуточные страсти между сторонниками и противниками нового курса, даже сейчас споры не утихают. Как бы то ни было, учебная программа и пособия, хоть и в ускоренном темпе, но подготовлены, и школьники уже начали знакомство с новым предметом.
Большинство семей – 65% – выбрало нерелигиозные предметы – основы светской этики и историю мировых религий. 40% семей – светскую этику; примерно треть – основы православной культуры; около 25% – историю мировых религий и совсем небольшие блоки по 10–20 тыс. экземпляров – культуры иудаизма, буддизма или ислама.
Учебники подготовлены не традиционными школьными авторами, а университетскими завкафедрами и представителями конфессий. Учебное пособие по «Основам исламской культуры» подготовлено ректором Московского исламского университета Маратом Муртазиным совместно с профессором Московского педагогического государственного университета Дилярой Латышиной. Авторы дали максимально возможную познавательную информацию об исламе: о том, что такое ислам как религия, в чем суть его вероучения, в чем суть его ритуальной практики, какие праздники отмечают мусульмане, какие нравственные правила должны соблюдать мусульмане в повседневной жизни. Также очень много внимания уделяется патриотическому воспитанию детей, привитию толерантности и чувства уважения к людям разных взглядов, к людям верующим и неверующим.
За и против
Мнение общественности о введении религиозного курса в школе сильно разделилось. Взгляды практически всех сторонников нового предмета стандартны и, в основном, сводятся к словам о необходимости воспитания в подрастающем поколении нравственных ценностей, толерантности, взаимопонимания и уважения друг к другу. «То, что мы сегодня – представители конфессий, научного, педагогического сообщества – выступаем вместе, с единой позицией заботы о нравственности подрастающего поколения, очень важно. Нужно научиться слушать, уважать друг друга», - рассказывает председатель отдела образования Московского патриархата Меркурий Зарайский. А ректор МИУ Марат Муртазин отмечает, что «главной целью учебного курса является стремление к тому, чтобы наши дети лучше знали, уважали и любили друг друга и, понимая различия, осознавали бы, что все мы – люди одной Земли».
Сомнения противников нового курса, в первую очередь, связаны с беспокойством по поводу того, что учебные классы с раннего возраста будут поделены на православную, мусульманскую, иудейскую группу. И как это повлияет на детей – будет ли способствовать развитию толерантных отношений между представителями разных культур, или наоборот, приведет к разделению? Имам Московской мемориальной мечети Шамиль Аляутдинов считает, что российская школа, в первую очередь, должна давать современное светское образование на высоком уровне, на что нужно потратить немалое количество сил и усилий, вместо того, чтобы внедрять что-то новое. «Учитывая то, насколько быстро происходит движение науки, нужно поддерживать светское образование. Насильственное навязывание религии в школах, с учетом современного научного развития, никак не будет действовать благоприятно на наше молодое поколение”, – подчеркнул имам в эфире радиостанции «Эхо Москвы».
Курс носит миссионерский характер?
На днях Московское бюро по правам человека составило свое экспертное заключение по пособиям внедряемого в школах нового предмета и пришло к выводу, что учебные материалы носят отчетливо миссионерский характер, чего не хотят признать их апологеты. Авторы исследования указывают, что согласно Конституции, Россия – светское государство, и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Автор учебника по основам православия, протодиакон Андрей Кураев, известен как один из самых активных миссионеров православной церкви, поэтому, вполне неудивительно, что бюро смогло выявить в пособии признаки миссионерства. Сколько бы не утверждали создатели проекта эксперимента о беспристрастности авторов, все-таки человек, ведущий активную миссионерскую деятельность, не может полностью оставить в стороне свои взгляды и идеи, не привнося их в создаваемый учебник. Само собой, это относится и к пособиям по основам исламской, буддийской и иудейских культур.
К тому же очень смущает возраст детей, которым будет преподаваться этот курс. 10-летний ребенок не в состоянии сделать осознанный выбор, какой из модулей ему нужно изучать. В таком раннем возрасте только начинается формирование собственного сознания детей, они впитывают в себя, словно губка, все внешнее воздействие. Если в этом возрасте объяснить ребенку что он православный или мусульманин, то, разумеется, данная установка наложит определенный отпечаток на его дальнейшую жизнь, если даже выбор был бессознательный. Поэтому выбор вероисповедания ребенка – дело сугубо семейное, а задача школы – давать светские знания.
Как объясняет заместитель Минобрнауки РФ Исаак Калина, этот курс позволит ребятам ознакомиться с культурой, с историей, с вкладом этих религий в культуру человечества. Но разве для такого ознакомления не достаточно одного короткого модуля в рамках предмета истории? «Знакомство с курсом обязательно скажется на взаимоуважении людей, на самоуважении ребят”, добавляет он. Здесь хочется отметить, что во время Советского Союза в школах учились вместе представители самых разных национальностей и вероисповеданий, в особенности это касалось южных регионов, и по крайней мере не было явных проблем с взаимопониманием и взаимоуважением, а наоборот, наблюдалось тесное взаимодействие культур. Значит, были определенные рычаги и механизмы для достижения этого понимания. Я не сторонник советского режима, но почему бы снова не использовать эти инструменты, вместо того, чтобы вводить что-то новое? В одной из недавних статей мы писали, что возрождение российской школы возможно только с возрождением института учителя. Только учителя, понимающие важность своей деятельности и осознанно делающие свою работу, способны своим положительным примером и авторитетом взращивать нравственные ценности у нынешней молодежи. Пока же престиж учительской профессии находится на столь низком уровне, что о возрождении и качественном преобразовании школьного образования в ближайшие годы говорить не приходится, какие бы новые предметы не вводили. Ведь и учителя, и условия в школе остаются те же самые.
Российская православная церковь уже выразила свою обеспокоенность тем, что только меньше трети российских семей выбрало основы православия. По словам того же самого Кураева, РПЦ рассчитывало, что курс выберут 60% школьников. «Кому-то интересно искусственно занизить рейтинг Русской Православной Церкви, чтобы потом менее внимательно прислушиваться к инициативам Патриарха», – убежден Кураев. Разве не проскальзывают в этом протесте нотки миссионерства?
В Татарстане – «Курс мировых религий»
В Татарстане пока решили повременить с введением нового предмета в школьную программу. Вообще, наша республика в этом плане стоит особняком. Здесь нет доминирующего количества представителей какой-либо одной конфессий, как это выражено в остальных субъектах РФ. Уже в течение нескольких столетий в регионе мирно сосуществуют ислам и православие, а в последние годы удалось добиться еще большего консенсуса между представителями этих конфессий. Как считает бывший президент республики М.Шаймиев, идеальным для Татарстана вариантом стало бы преподавание истории мировых религий. С 2007 года в регионе методом эксперимента уже началась апробация курса «История религий». Старшеклассники более ста школ приняли участие в эксперименте. При этом где-то «История религий» стала предметом, а в других школах – факультативом.
В этом плане в Татарстане есть еще один положительный опыт. По инициативе Главного казыя республики Джалиля Фазлыева, в Балтасинском районе РТ уже 11 лет во всех 24 средних школах эти уроки преподают 24 квалифицированных педагога, даже создано районное методическое объединение учителей предмета. А в начале этого года Джалиль Фазлыев издал свою версию учебного пособия по курсу «Основы исламской культуры». Заместитель муфтия РТ Валиулла Якупов уже выступил на своем сайте с предложением использовать опыт Балтасинского района при преподавании нового школьного курса.
Первые итоги эксперимента собираются подводить в конце 2011 года. Тогда же и будет решено, распространять ли его с нынешних 19 регионов на всю страну. Хотя, есть мнение, что для того, чтобы заложить в сердце ребенка веру во Всевышнего, духовные и нравственные ценности, чувства искренности и справедливости, необязательно вводить в школу религию. Так же как и Коран, Вселенная является Книгой Всевышнего, читая и изучая которую, можно осознанно прийти к вере в Единого Бога. Каждая отрасль науки, будь то физика, биология или химия на своем языке доказывает существование Создателя этого мира. Миллионы видов растений и животных, их сложнейшее физиологическое и анатомическое строение, удивительнейшие биохимические процессы, происходящие внутри каждого организма, идеальные внешние условия, созданные на нашей планеты для существования жизни, поразительное равновесие и гармония во всей Вселенной – все это убедительно доказывает существование Единого Создателя и Творца. Если уроки, преподаваемые школьными учителями будут заставлять детей задумываться об этом, необходимость преподавания религиозного предмета в школе отпадет само собой. Все-таки обучение религиозным ритуалам это прерогатива мечетей, церквей и синагог.
Автор Ильяс ХУСАИНОВ
Источник: info-islam
|