Публикации последнего времени о развитии кризиса не отличаются однозначностью, а, наоборот, характеризуются прямо противоположными мнениями. Напрямую говорить о начале выхода из кризиса никто не решается, равно как и об оценке прохождения его минимума.
На более-менее позитивные результаты принятых правительствами стран антикризисных мер говорят цифры о росте ВВП, снижении инфляции и безработицы, увеличении количества рабочих мест в отдельных странах. Но в различных странах цифры, естественно, свои.
Единственное, о чем не стесняются говорить экономисты, так это об углублении кризисных явлений и переходе мирового кризиса в новую фазу, но, как правило, такие заявления не подкрепляются какими-либо доказательствами.
В качестве положительного примера можно привести данные о росте свободных вакансий рабочих мест в Российской Федерации. Наибольший прирост числа вакансий зафиксирован в автомобильном бизнесе (+16%), добыче сырья (+13%), сервисе (+12%), некоммерческих организациях (+11%). Предложения работы в РФ почти на докризисном уровне. Это один из позитивных моментов преодоления кризиса. Но совершенно рядом дается иная оценка ситуации, в которой мы находимся. И жизненный уровень населения будет падать, и будет падать довольно значительно. В этом случае инновационная модель в том виде, в каком она была выстроена последние десятилетия, работать не будет. Так считает Михаил Хазин (Кризис только начинается).
Но самый худший кризис еще впереди и правительства стран мира, в частности еврозоны, по мнению европейских экспертов, не в состоянии решить проблемы государственного долга и бюджетного дефицита, чем будет только усугубляться кризисная ситуация.
Однако на ситуацию желательно взглянуть с локомотивов мировой экономики – Китая и США, именно их самые мощные мировые экономики в состоянии потянуть за собой экономики наиболее развитых европейских стран, а с ними и весь мир.
Китай проявил неумолимую твердость в части поддержки доллара и опасения, что Китай обрушит доллар, а вместе с ним и всю мировую экономику, кажется, миновали. В то же время Китай не стремится укреплять свой юань ради сохранения товарной экспансии.
Американская экономика показывает признаки совершенствования в условиях кризиса, но для её полного восстановления все еще необходимо пройти длинный путь, как считает Бостонский Президент Федерального резервного банка Эрик Розенгрен, и ультранизкие процентные ставки все еще необходимы. Но даже с положительными экономическими показателями, характеризующими признаки начала выхода из кризиса, американская экономика всё ещё остается уязвимой для отрицательных шоков. Федеральное правительство США в декабре 2008 сократило процентные ставки до близкими к нулю, и поддерживало их, чтобы помочь накачать средства в финансовую систему. Эта мера позволила удвоить её баланс и довести его к более чем 2 триллионам долларов. В производственной сфере стала наблюдаться тенденция роста числа вакансий рабочих мест. То есть финансовая система США начала справляться с кризисом.
Согласно прогнозам американских экономистов в 2010 г. ожидается дефляция - сокращение темпов инфляции и в самом ближайшем времени. Если ожидаемые прогнозы по инфляции подтвердятся и произойдет снижение роста инфляции PCE, то тем самым существенно подтвердится жизнеспособность экономики, а валютная политика в этом случае остается без изменений.
Даже при быстром росте в экономике, поощряемом эффективной валютной политикой и стимулируемым налоговой политикой, вероятно, понадобятся годы, как считает Розенгрен, для того, чтобы приблизиться к уровню инфляции, который действительно отражал бы достижение двойного стандарта Федерального правительства. Двойной стандарт - стабильность цен и полная занятость.
Автор Юрий Шклевский
Источник: newcland
|