Решение немецкого регулятора запретить продажи определенных облигаций и акций без покрытия вызвало критику со стороны других стран еврозоны. Наблюдатели расценили этот шаг как популизм и "акт отчаяния".
Правительство Германии в одиночку пошло в отчаянную контратаку на спекулянтов. Именно так можно охарактеризовать неожиданное решение Федерального ведомства по надзору за финансовым сектором (BaFin) запретить с ноля часов 19 мая целый ряд крайне спекулятивных операций, предполагающих игру на понижение курсов. Речь идет, прежде всего, о запрете продавать без покрытия государственные облигации стран еврозоны и акции десяти крупнейших немецких банков и страховых компаний.
Что такое продажи без покрытия?
Продажей без покрытия называется биржевая операция, при которой крупные игроки выбрасывают на рынок ценные бумаги, которых у них физически нет. Цель такой сделки - в кратчайшие сроки обвалить рынок, а затем приобрести данные бумаги по значительно более низкой цене и не позднее чем через два дня передать их покупателю, как того требуют правила биржевой торговли.
Это - крайне рискованная игра, а потому ей занимаются только специалисты, например, хедж-фонды. Запрещая им теперь совершать продажи без покрытия, немецкие власти пытаются положить конец спекулятивным атакам на гособлигации и акции системообразующих финансовых институтов.
Проблема только в том, что запрет этот действует лишь на территории Германии, а потому малоэффективен, поскольку спекулянты смогут продолжить свои атаки на других торговых площадках. Так, и Франция, и Нидерланды заявили в среду, что не собираются - пока, во всяком случае - вводить аналогичные меры в отношении гособлигаций. И дело тут далеко не только в обиде за самодеятельность Берлина.
Популистское вмешательство в рыночные механизмы
С одной стороны, немало наблюдателей считают, что политики в чисто популистских целях раздувают миф об атаках спекулянтов, хотя, на самом деле, курсы гособлигаций отдельных стран падают потому, что инвесторы из вполне рациональных соображений отказываются их покупать. С другой стороны, запрет на продажи без покрытия до конца марта 2011 года означает весьма существенное государственное вмешательство в сложившиеся механизмы биржевой торговли. Фактически отключается один из важных инструментов рыночного регулирования спроса и предложения.
Эксперты немецкого Commerzbank в экспресс-анализе принятого в Берлине решения приходят к весьма нелицеприятному для правительства выводу, что данная мера представляет из себя "акт отчаяния", который скорее усугубит долговой кризис в еврозоне. А директор Института немецкой экономики в Кельне Михаэль Хютер (Michael Hüther) указал на опасность возникновения новых мыльных пузырей: поскольку пессимистам, обычно играющим на понижение, частично перекрыли доступ к рынку, на нем могут возобладать оптимисты, которые будут беспрепятственно гнать курсы вверх.
Автор Андрей Гурков
Источник: dw-world
|