По-видимому, если дать ребёнку в руки компьютер, то не следует ожидать, что благодаря этому он станет в будущем Биллом Гейтсом (Bill Gates) — на самом деле, лучше вообще не ожидать, что учащийся благодаря помощи ноутбука чудесно станет хоть немного умнее. Такой вывод последовал из Перу — в этой стране развёрнута наиболее крупная программа «Каждому ребёнку по ноутбуку» (OLPC), а всего она действует более чем в 30 различных странах по всему миру.
Перу переживает экономический бум, но обладает одной из худших систем образования в Латинской Америке. С приливом доходов от разработки месторождений предыдущее правительство развернуло инициативу по компьютеризации школ. Было потрачено $225 млн на поставку и поддержку 850 тысяч простейших ноутбуков по всей стране. Но после года присутствия портативных компьютеров, результаты тестирования перуанских школьников остались весьма мрачными: лишь 13% детей в возрасте 7 лет соответствуют необходимому уровню математических знаний и только 30% могут нормально читать. Об этом сообщило министерство образования в прошлом месяце.
Оценка программы по оснащению школ ноутбуками, проведённая организацией Inter-American Development Bank (IDB), выявила, что появление компьютеров нисколько не повлияло на улучшение качества математических или языковых познаний. Не было обнаружено и свидетельств того, что доступ к ноутбуку как-то влияет на мотивацию школьников или на затрачиваемое ими время на домашнюю работу, внеклассное чтение.
В отчёте приветствуется тот факт, что правительство предоставило школам столь необходимое оборудование: в 2010 году лишь менее четверти перуанских школ имели компьютеры. Но теперь требуется улучшение уровня подготовки учителей, а также изменение программы обучения, считают в IDB. Более же всего должна быть изменена обстановка в классах.
По мнению Лили Миранды (Lily Miranda), возглавляющей компьютерную лабораторию в государственной школе Лимы (столица Перу), частично проблема заключается в том, что школьники подчас учатся работе с компьютером быстрее своих учителей. Сандро Маркони (Sandro Marcone), отвечающий за образовательные технологии в министерстве, соглашается. «Если учителя говорят детям включить компьютеры и скопировать то, что написано на доске, то мы инвестировали средства просто в дорогие тетрадки», — отмечает он. Похоже, это горькая правда.
Статистка по протоколам использования ноутбуков OLPC показывает, что обычное применение устройств достигает 45% (набор текста, сёрфинг в Сети, рисование, калькулятор, чат), внушительные 15% времени дети слушают музыку, более 15% времени проводят в играх, и лишь менее 5% занимаются изучением программирования
Хотелось бы надеяться, что результаты дорогостоящего эксперимента будут учтены теми странами, которые ещё находятся на пути к реализации заветной цели: дать каждому школьнику персональный компьютер. Как показывает эксперимент, необходимо искать другие и, скорее, проверенные временем средства для улучшения качества образования: например, поднять престиж и привлекательность профессии учителя для вовлечения в эту сферу как можно большего числа хороших специалистов.
Источник: 3dnews.ru
|