Среди всего населения страны молодых людей в возрасте 18-35 лет в Украине - 27%, в том числе в самом «молодежном» возрасте 18-24 года - 10%. Почему эта сравнительно небольшая демографическая группа требует особого внимания?
Молодежь стала самостоятельным объектом социальных исследований в 60-х годах прошлого века благодаря своей протестности, культурному и политическому противопоставлению себя традиционному «взрослому» обществу. Годы исследований сформировали у ученых отношение к молодежи как социальному капиталу любого общества. А если верить Мангейму, то в периоды общественных кризисов этот социальный капитал становится особенно значимым. Молодежь порождает и транслирует те новые идеи и ценности, которые дают дальнейший толчок общественному развитию.
На чем же основывается такое понимание общественной роли молодежи?
Молодежь занимает переходное положение в обществе. Получая образование и выбирая свою дорогу в жизни, молодые люди обладают высокой социальной мобильностью: могут уйти из родительской социальной группы, освоить новые для себя социальные роли, выбирать себе друзей, профессию, семью. Под новые социальные роли переформатируется система ценностей, формируется новый стиль жизни. Молодежь - это потенциал к чему угодно. У нее высочайшие в обществе профессиональные и социальные перспективы.
С точки зрения психологии для молодежи характерны максимализм и внутренняя противоречивость, стремление выделиться и отличаться от других. Становясь взрослыми и желая доказать свою социальную ценность, молодые люди восприимчивы ко всему новому и готовы все попробовать и испытать. В поисках самореализации они общаются с большим количеством людей, стремятся к атрибутивности - внешнему проявлению собственных позиций или принадлежности к определенной группе.
Еще лет 30-40 назад исследователи считали, что конфликт молодого и старого поколений заключается в том, что для первых наиболее важными жизненными ценностями являются любовь и дружба, а для вторых - деньги и материальное благополучие.
А что сейчас? Кажется, что за эти годы наше общество изменилось до неузнаваемости.
Помимо локальных изменений политической и экономической систем, мы пережили пару технологических цивилизационных скачков, характерных для всего мира - сначала связанных с повальной компьютеризацией, затем - с появлением мобильных электронных устройств и интернета. Современные информационные технологии стали определяющим средством социализации и самореализации.
Дифференциация по доходам коснулась не только «взрослого» общества, но и молодежи.
Свободное время, изучению которого так много внимания уделяли исследователи прошлого века, стало не просто проявлением личных интересов и склонностей, оно стало проблемой идентичности молодого поколения.
Вообще надо сказать, что само понятие «свободное время» практически перестало существовать, поскольку уже не существует такого личного времени, которое бы противопоставлялось рабочему времени. И работа, и досуг все чаще становятся для молодых людей чем-то единым целым, становятся стилем жизни.
И, наконец, особый тренд приобрело нежелание общества стареть. На этой струне играет маркетинг: создает молодежные бренды одежды, электроники, косметики и т.п., формирует новое понятие молодости как стиля жизни.
Среди молодежи становится все больше «молодых взрослых», среди взрослых - молодых душой. Ценности тоже не являются дифференцирующим фактором - молодые люди по-прежнему активно осознают и формируют свои ценностные ориентации, но то же самое характерно и для взрослых - кризис последних десятилетий затронул систему ценностей поколений, социальных групп, целых государств. И ценности, сформированные молодыми людьми, становятся новыми ценностями всего общества.
Все-таки прав был Мангейм...
Источник: mmr.ua
|