Новое руководство американской корпорации Net Element International (NETI) во главе с президентом Олегом Фирером провело аудит принадлежащего ей российского провайдера SMS-платежей TOT Money. В квартальном отчете NETI говорится, что компания выдала невозвратных авансов контент-агрегаторам на $5,8 млн.
TOT Money и подобные ему платежные системы заключают договоры с сотовыми операторами и становятся посредниками между их абонентами и различными контент-сервисами (службами знакомств, социальными сетями и т.д.). Платежные системы могут сотрудничать и с контент-агрегаторами, которые, в свою очередь, собирают вокруг себя поставщиков сервисов.
С определенной периодичностью сотовые операторы собирают информацию о платежах своих абонентах и переводят соответствующие средства платежным системам, которые, оставив себе комиссию, далее переводят эти платежи контент-партнерам. TOT Money решила осуществлять предоплату в адрес контент-агрегаторов, надеясь вернуть ее за счет будущих платежей от сотовых операторов.
Однако, как показал проведенный NETI аудит, авансы были не обеспеченными, а перед их выдачей TOT Money не проверял платежеспособность своих партеров. Напомним, для создания TOT Money год назад NETI переменила гендиректора и совладельца крупной системы SMS-платежей «РМ Инвест» Цахая Кацаева. С этой целью NETI предоставила кредит на $1,8 млн его бизнес-партнеру Анатолию Поляновскому, причем половина из этой суммы не была возвращена.
Кацаев признал наличие проблем. В протоколе, подписанном им и Фирером (копия документа размещение на сайте Американской комиссии по ценным бумагам), стороны признают, что TOT Money потерял 122 млн руб, из которых 87 млн были «переданы с согласия компании лицам, ее контролировавшим».
Кацаев пообещал в течении двух лет возместить компании $3,5 млн. Он также вернет TOT Money ранее выплаченные бонусы (он получал треть от прибыли компании до уплаты налогов, а если квартальная маржа была выше 11% - то еще и $750 тыс). Кроме того, Кацаев покинул пост гендиректора TOT Money, перейдя на должность коммерческого директора.
TOT Money, со своей стороны, решила изменить бизнес-модель: теперь платежеспособность партнеров будет тщательно проверяться, авансы выдаваться не будут, а расчеты будут осуществляться раз в неделю.
Практика авансирования агрегаторов весьма распространена на рынке мобильного контента, говорит совладелец одного из контент-провайдеров. «Платежным системы предлагают партнерам примерно одинаковые условия сотрудничества, поскольку с ними, в свою очередь, сотовые операторы также работают на похожих условиях, - объясняет собеседник CNews. - В такой ситуации платежным системам приходится конкурировать за партнеров различными маркетинговыми приемами, в том числе и авансированием».
Собеседник считает странным, что NETI решила досрочно списать авансы. «Рынок контента носит сезонный характер, и предоплата, выданная за один сезон, должна вернуться в течении другого, - говорит он. - Общие же выводы надо делать по итогам года. У нас были случаи, когда партнеры не возвращали предоплату, но мы старались решить с ними вопросы путем взаимозачетов по другим проектам», - отмечает представитель компании «Информ-Мобайл» Дмитрий Ключников.
Источник: CNews
|