Конкурс Евровидения в Москве завершился победой норвежца белорусского происхождения Александра Рыбака. Победа была безоговорочной: он получил 387 баллов, тогда как его ближайшая соперница исландка Йоханна - всего лишь 218, а занявшие третье место выступавшие за Азербайджан азербайджанка Айсель и швед иранского происхождения Араш - 207. (В этой стране, похоже, подобное становится привычкой: уже несколько лет на европейских чемпионатах по фигурному катанию в десятку лучших танцевальных пар входит азербайджанский дуэт Кристин Фрейзер и Игорь Луканин.)
Это наверняка даст новую почву для разговоров о политическом характере Евровидения - мол, Беларусь осторожно сближается с Европой, вот Европа и дала осторожный намек Беларуси. Подобные разговоры не умолкали после побед представителей Эстонии в 2001 году, Латвии в 2002-м, Турции в 2003-м, Украины в 2004-м, Сербии в 2007-м и России в 2008-м. Победы представителей Греции в 2005 году и Финляндии в 2006-м кое-кто тоже умудрился истолковать с этой же точки зрения. Впрочем, никто до сих пор так и не объяснил: в каком таком штабе вырабатываются решения относительно присуждения победы и с помощью каких механизмов они могут быть воплощены в реальность.
Зато в этом году одной из основных интриг Евровидения была такая: за кого проголосует Беларусь? До сих пор беларусы всегда отдавали первое место России, и только ей, кто бы от нее ни выступал и как бы ни пел. В этот раз Беларусь отдала-таки предпочтение Рыбаку.
Украинка Светлана Лобода заняла 12-е место. Вопреки ожиданиям, она проиграла дуэль Анастасии Приходько - та поднялась на 11-ю строчку итогового списка. Большинство стран остались равнодушны и к украинке, и к россиянке, не дав ни одного балла ни той, ни другой. Приходько выставили больше баллов страны постсоветского пространства: Украина и Беларусь, например, отдали ей третье место, Эстония - второе, а Армения расщедрилась даже на первое. Лобода получила всего лишь девятое место от России, но все же больше, чем россиянка, баллов от остальной Европы. Вот какие страны "заметили" Лободу: второе место дали ей Азербайджан и Польша, третье - Венгрия, пятое - Беларусь, Испания и Португалия, шестое - Норвегия и Чехия, седьмое - Литва и Молдова, восьмое - Армения, девятое - Великобритания, Израиль, Мальта и Россия, десятое - Словакия. Сравним места Анастасии Приходько: кроме уже названных, она получила третье место от Чехии, четвертое - от Израиля и Литвы, пятое - от Азербайджана, Латвии и Молдовы, шестое - от Германии, седьмое - от Турции, восьмое - от Польши и десятое - от Кипра. Впрочем, только победитель получил баллы от всех без исключения стран; ту же Патрисию Каас "не заметили" 16 стран-участниц. Справедливости ради заметим: песня Каас могла бы заслуженно претендовать на звание самой скучной песни финала.
Наша певица явно переборщила с декорациями. Известна ее привычка лазить во время выступлений по металлическим конструкциям, но на московской сцене их было слишком уж много. Саму Светлану Лободу за ними было и не разглядеть. Может, еще и поэтому во время полуфинала ее выступление было полностью смазано операторами - найти и, главное, снять выгодные ракурсы бегавшей и прыгавшей среди металлических джунглей певицы было совсем не просто. Сообщали, что для подготовки номера она заложила свою квартиру. Честное слово, при такой экономии затраты на сценический антураж были явно излишними и только испортили дело. В те редкие моменты, когда операторам удавалось поймать Светлану крупным планом, почти физически ощущалась ее энергия. Но этих моментов было слишком мало. Да и песню Лободы, по большому счету, не назовешь очень уж запоминающейся.
Демонстрационный клип Лободы, посланный оргкомитету конкурса, был слишком эпатажным. Его просмотр наводит на мысль, что, желая сэкономить, певица не снимала новый клип, а нарезала кадры из своих старых, совершенно не рассчитанных на аудиторию Евровидения. С самого начала песня Лободы была воспринята неоднозначно.
Что же касается Приходько, то в России мнения разделились: официально говорят о большом успехе, но Интернет-форумы полны раздражением россиян: мол, "хохляцкая певичка" подвела Россию и чуть ли не опозорила ее. Очень многие россияне считают и песню, и выступление Приходько плохими. И, кстати, за многочисленными своими портретами на установленном на сцене экране она потерялась не хуже, чем Лобода за сценическим конструктивизмом. Вообще этот конкурс показал: для сценических выступлений клиповая эстетика далеко не всегда выигрышна. Неплохая, в принципе, песня германского дуэта "Алекс Суингз - Оскар Сингз" была совершенно задавлена возней на сцене - на саму песню и внимание обратить было некогда. Сидящий за роялем легендарный Эндрю Ллойд Уэббер отвлекал все внимание на себя, в результате чего очень хорошо выступившая британка Джейд Иуэн недосчиталась очень многих баллов.
Возвращаясь к Приходько, хотелось бы утверждать: результаты голосования заставляют подозревать, что скандал в Украине очень даже сыграл ей на руку. Плаксивая песня была исполнена далеко не блестяще, а временами вообще мимо нот. Она собрала неплохой урожай на постсоветском пространстве во многом благодаря тому, что выступала в ореоле едва ли не "православной страдалицы, умученной от хохлов": к страдальческой до посинения песне как нельзя кстати пришелся образ "униженной и оскорбленной" певицы. Любопытно вспомнить события двухмесячной давности: об Анастасии Приходько писали так, словно она, и именно она должна была победить в украинском отборочном конкурсе, но коварные нелюди дисквалифицировали ее то ли за русский текст песни, то ли еще за что-то. На самом деле Приходько не допустили до полуфинала, и как сложилась бы ее судьба и в полуфинале, и в финале, неизвестно. Или, может быть, действительно за кулисами украинского отборочного конкурса происходило что-то не то - борьба кланов, например, и сам конкурс был для отвода глаз?
Как бы там ни было, Украина все больше предстает перед зрителями Евровидения в качестве страны одного жанра - эпатажной танцевалки. Верка Сердючка, Ани Лорак, Светлана Лобода - да, собственно, и Руслана, и "Гринджолы", и даже Тина Кароль - все они выступали с танцевальными песнями, в которых, кроме мелодии, ритма и текста, было также нечто, что должно было шокировать публику. (Немного не в тему: попробуйте прочесть Ани Лорак задом наперед. Что получится? Правильно: Ина Карол.) Удачно или нет - это другой вопрос. Как бы то ни было, Украину все больше воспринимают в одном ряду с Ирландией и Сербией с их почти неизменными балладами, Грецией и Турцией с их стандартным евродэнсом, Португалией с ее "традиционной эстрадой".
Еще одна намечавшаяся угроза, казалось, миновала. Но теперь, после того как Приходько заняла на одно место выше, чем Лобода, она может прийти вновь. Вот интересно: если бы в этом году от Украины поехала Приходько - кто был бы следующим? Наташа Королева? Лолита? Потап и Настя Каменских? Российских артистов - выходцев из Украины хоть пруд пруди. Шоу-бизнес в России раскручен - не чета нашему. Артисты, следовательно, побогаче - квартиры закладывать им ни к чему. Глядишь - и россияне отдадут им свои голоса, а вместе с ними и другие "братские народы" постсоветского пространства.
Не бойтесь - не отдадут. Социологические исследования отношения россиян к Украине показывают: если бы каким-то чудом от Украины поехала Алла Пугачева, Россия и ей не дала бы высоких баллов. "От Украины" для них перевесило бы "Пугачеву".
В этом году Евровидение порадовало новой системой подсчета голосов. В финале 50% голосов давало профессиональное жюри от каждой страны, еще 50% - интерактивное голосование зрителей. Это должно было уменьшить влияние "соседского голосования" и голосования по политическим мотивам. Уменьшило ли?
Азербайджан отдал первое место Турции, Турция - Азербайджану. Молдова - Румынии, Румыния - Молдове. Норвегия - Исландии, Исландия - Норвегии. Кипр, естественно, - Греции. Балканские страны что есть сил давали высокие баллы друг другу, то же самое делали скандинавские и пиренейские.
А вот в полуфиналах все осталось, как и в прошлом году: девять стран от каждого проходили в финал по результатам зрительского голосования, еще по одной добавляло жюри. Учитывая, что именно в полуфиналах голосование не за песню, а за страну достигает наибольшего размаха, все нововведение с жюри представляется не слишком действенным. Снова не повезло македонцам. В прошлом году во втором полуфинале десятое место заняли Тамара, Врчак и Адриян, но жюри пропустило в финал не их и не занявших 11-е место болгар "Дип Зоун" и Балтазара, а занявшую 12-е место шведку Шарлотте Перелли. В этом году в первом полуфинале 10-е место заняла македонская группа "Некст Тайм". Но в финал она снова не попала - жюри пропустило не ее, не занявшую 11-е место черногорку Андрею Демирович, а занявшую 12-е место финскую группу "Валдо'с Пипл", которая в финале благополучно заняла последнее место. Во втором полуфинале финалистами стали не занявшие 10-е место сербы Марко Кон и Милаан, не ирландцы Шинед Малви и "Блекк Дейзи" с их 11-м местом и даже не полька Лидия Копаня с 12-м местом, а занявшие 13-е место хорваты Игор Цукров и Андреа Шушняра. Понять логику всего этого очень сложно.
Якобы во избежание соседского голосования в полуфиналах страны были разбиты на шесть "групп риска". В группу 1 вошли Албания, Босния и Герцеговина, Македония, Сербия, Словения, Хорватия и Черногория; в группу 2 - Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция и Эстония; в группу 3 - Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Израиль, Молдова и Украина. Группу 4 составили Бельгия, Болгария, Греция, Кипр, Нидерланды и Турция; группу 5 - Андорра, Ирландия, Латвия, Литва, Португалия и Румыния; группу 6 - Венгрия, Мальта, Польша, Словакия, Чехия и Швейцария.
Все это хорошо, вот только в каждой группе по шесть стран, которые было бы желательно не пускать в один и тот же полуфинал, а полуфиналов всего два. Вот и вышло, например, что турчанка Хадисе, к тому же родившаяся в Брюсселе и живущая то в Турции, то в Бельгии, выступала в том же полуфинале, что и бельгиец Копикет. Кому бельгийцы отдали предпочтение, нет нужды гадать. В одном и том же полуфинале выступали представители всех трех прибалтийских стран, а также Греции и Кипра. В том же полуфинале, в котором соревновалась Светлана Лобода, выступала и Лидия Копаня - при том, что Польша всегда ставит Украине высокие баллы, кто бы от Украины ни выступал. Зато после тщетных попыток оргкомитета перевезти волка, козу и капусту в двух лодках полуфиналы вышли явно неравноценными: первый был несравненно слабее и скучнее второго.
Кстати, именно из-за соседского голосования, и именно в полуфиналах, несколько лет назад Евровидение покинула Австрия. В этом году новшества с судейством не убедили ее вернуться - свои претензии к объективности итогов она оставила в силе. Еще одна страна - Италия - настаивала на том, что вернется лишь при условии, если ее представители будут всегда проходить сразу в финал, как это бывает с певцами из Великобритании, Германии, Испании и Франции. И вправду: чем Италия хуже Испании? Впрочем, поговаривают, что со следующего года привилегии для "большой четверки", возможно, вообще отменят. Сан-Марино не участвовало в этом году и по финансовым соображениям, и - точно так же, как в свое время Италия - из-за обиды за низкое место своих представителей в предыдущем конкурсе. По финансовым же соображениям едва не сорвалось участие в конкурсе этого года Латвии, ее телекомпания в самый последний момент приняла решение все-таки участвовать. Грузия отказалась участвовать в московском конкурсе по политическим мотивам. Перспективы возвращения на Евровидение Люксембурга и Монако туманны. В 1980 году в конкурсе принимала участие представительница Марокко, заняла последнее место, и с тех пор об участии ее страны ничего не слышно.
И по сей день лидером по количеству последних мест на Евровидении является Норвегия - впрочем, по количеству "баранок" (когда представители страны не получили ни одного балла) лидерство удерживает Швейцария. В этом году 0 стоит в итоговой таблице у группы "Джипси Ч" из Чехии. В то же время победа Александра Рыбака - третья победа этой страны. Солистка победивших в 1995 году "Сикрет Гарден", кстати, точно так же одновременно пела и играла, кажется даже, тоже на скрипке.
Известно, что следующий конкурс пройдет в Норвегии. Но вот город нигде не называется. И если в 1996 году Евровидение проходило в Осло, то в 1986-м, после победы норвежского дуэта "Боббисоккс", - в Бергене. Соседи норвежцев - шведы - два конкурса проводили в Стокгольме, один в Гетеборге и один в Мальме. Чудесный пример - не зацикливаться на одной лишь столице.
Большинство конкурсантов этого года пели по-английски. Но немало было и исключений: упомянутая чешская группа пела на английском и цыганском, шведка Милена Эрнман - на английском и французском, армянки Инга и Ануш - на английском и армянском, Сузанне Георги из Андорры - на английском и каталанском, израильтянки Ноа и Мира Ауад - на иврите, арабском и английском, македонцы "Некст Тайм" - на македонском, португальцы "Флор-де-Ли" - на португальском, боснийцы "Регина" - на боснийском, хорваты Игор Цукров и Андреа Шушняра - на хорватском, латвиец Интарс Бусулис - на русском, сербы Марко Кон и Милаан - на сербском, словаки Камил Микульчик и Нела Поцискова - на словацком, словенцы "Квартиссимо" и Мартина - на английском и словенском, литовец Саша Сон - на английском и русском, молдованка Нелли Чобану - на румынском и английском, эстонки "Урбан Симфони" - на эстонском, француженка Патрисия Каас - на французском, россиянка Анастасия Приходько - на русском и украинском, испанка Сорайя Амелас - на испанском и английском. Все больше участников выбирают для песни комбинацию разных языков. (Известно, что до 1999 года, за исключением периода 1974-1976 гг., участники Евровидения могли петь только на языках своих стран.)
И несколько слов о московском конкурсе в целом. Жертвуя вкусом и хорошим тоном, ведущие не переставали напоминать зрителям: Россия - великая. "Московский конкурс установил новые стандарты, которым будет нелегко соответствовать", - говорят в России теперь. Станет ли кто-нибудь пытаться соответствовать или будут проводить конкурс скромнее, но со вкусом и фантазией - это другой вопрос. А вспоминается киевский Дворец спорта во время Евровидения-2005. Никто не твердил тогда о выдающихся достижениях Украины - просто в фойе стояла доска, на которой каждый мог написать, что считает нужным. Никто не заставлял этого делать, даже не просил и не предлагал. Но надписи на доске стоило почитать - таких комплиментов и Украине, и проведенному ею конкурсу я не видел больше нигде и никогда...
Источник: Телекритика
|