Вслед за разработкой законопроекта, предполагающего введение квот на демонстрацию отечественных фильмов в кинотеатрах, наши законодатели планируют ввести аналогичное квотирование российской музыки в эфире радиостанций.
Музыкальные эксперты, с которыми удалось пообщаться репортерам издания, раскритиковали еще только обсуждающийся законопроект. Однако зная, с какой поспешностью у нас порой даже самые невероятные и, казалось бы, абсурдные идеи превращаются в законы, можно предположить, что уже вскоре количество попсы в эфире превысит все мыслимые и немыслимые пределы, вытеснив качественную зарубежную музыку.
На своей страничке в социальной сети шеф-редактор радиостанции Moscow FM Антон «Ботаник» Чернин написал, что Госдума намеревается разразиться очередным законопроектом, на этот раз касающимся квотирования российской музыки в эфире радиостанций. Консультирует «рабочую группу при совете по культуре» (во главе с председателем ГД Сергеем Нарышкиным) Андрей Лукинов, руководитель продюсерского центра Игоря Матвиенко, который считает, что подобные меры «спасут и освежат российское радиовещание».
Дескать, ввели же квотирование во Франции и на Украине, и музыкальные дела у них сразу улучшились (заметим, буквально несколько месяцев назад обязательную долю «своих» на Украине пришлось сокращать вдвое).
Поэтому, как пишет г-н Чернин, глава продюсерского центра Матвиенко «уже планирует обсудить эту историю с топ-менеджерами всех пяти-шести крупнейших столичных музыкальных холдингов». Насчет того, когда и как вводить квотирование, в рабочей группе мнения разные: Лукинов, например, настаивает на максимально мягком введении квот. По его планам, с 2014 года доля российской «обязаловки» может составить 30%, причем в ночное время. И только через пару лет ее, возможно, плавно доведут до 50%. К слову, сам Андрей Лукинов наотрез оказался комментировать планы по введению квот на российскую музыку.
На вопрос о том, зачем вообще нужно сейчас вводить квоты на отечественную музыку, Антон «Ботаник» Чернин сказал, что в действиях отдельных депутатов Госдумы и даже целых фракций логики не прослеживается уже давно, «их не для этого туда сажали». «Я могу проследить логику в действиях двух-трех продюсерских центров, исполнители которых звучат, условно говоря, на 40 станциях, а им бы хотелось, чтобы на всех 60, – отметил г-н Чернин. – И я понимаю, почему Андрей (Лукинов) отказывается комментировать – он, собственно, представляет один из этих продюсерских центров.
Так что в первом приближении эта ситуация может быть ему выгодна. Но во втором – она обрушит весь радиорынок. Во все эти абстрактные разговоры по поводу повышения уровня российской музыки лично я не верю. На мой взгляд, за этим стоят банальные шкурные интересы «толкаческих» контор и стремление отдельных депутатов в очередной раз выслужиться».
Музыкальный продюсер Александр Кушнир рассказал, что практика введения квот на национальную музыку существует в некоторых странах. Например, Франция уже несколько десятилетий борется со «вторжением», в частности, американской культуры в национальные кино, музыку, радиовещание. В «более уродливой версии», как выразился г-н Кушнир, это существует в Белоруссии. «Последние примерно 20 лет я являюсь идеологом фестиваля «Индюшата», пропагандирующего новую музыку, – рассказал Александр Кушнир. – И я знаю, что из 54 радиостанций, которые есть в списке Gallup, молодые группы, исполняющие всевозможные разновидности рок- и инди-музыки, реально могут прорваться на 2–3 радиостанции. Это меньше пяти процентов. И такая ситуация не просто грустная, она катастрофическая».
По его мнению, у отечественных радийщиков другие идеалы и другие «иконы»: первое – это рейтинги, второе – количество рекламы. Поэтому можно предположить, что вместо качественной зарубежной и интересной отечественной музыки в исполнении молодых талантливых коллективов эфир «оккупируют» попсовые певцы. «Всем нам, так или иначе занимающимся отечественной музыкой, конечно, хочется, чтобы в первую очередь финансовый геноцид закончился. Но грубыми законами и постулатами вряд ли это дело решишь», – отметил Александр Кушнир, добавив, что ему бы хотелось, чтобы русской музыки в эфирах было больше, но вмешательство депутатов в этот процесс «будет давлением».
Как заметил Антон Чернин, планы по введению квот – это лоббирование крупных продюсерских центров, причем совершенно не в интересах того или иного направления российской музыки. «Музыка вообще не имеет границ, тем более в эпоху Интернета, – сказал г-н Чернин. – Поэтому любые попытки искусственного регулирования музыкальной ситуации могут ей только навредить. Например, Швеция наполнила весь мировой рынок своей поп-музыкой, причем совершенно без помощи государства».
Источник: Shoowbiz
|