Интернет-компания Google разработала навигационное программное обеспечение. В этом нет ничего удивительно, если учесть, что её картографический сервис Google Maps - один из самых популярных в интернете. Навигатор от Google будет бесплатным. Пользователи могут этому только порадоваться. Вот только разработчикам навигационного оборудования пора готовиться к банкротству.
До сих пор смартфоны и коммуникаторы теснили навигационные устройства, однако делали это вяло и без особого энтузиазма. Традиционные навигаторы и сейчас имеют ряд весьма ощутимых преимуществ: большие экраны, удобные крепления для установки в автомобиле, хорошая производительность, собственный комплект программного обеспечения и карт.
Первое преимущество было ликвидировано с повсеместным распространением тачфонов, смартфонов с сенсорными экранами. Второе решается покупкой дешёвого аксессуара. Последнее преимущество по мере «взросления» смартфонов постепенно сходит на нет. Актуальным до сих пор остаётся только одно преимущество: карты и навигационный софт. Ни у одного производителя мобильных устройств сегодня нет достойного картографического программного обеспечения для корректной, простой и функциональной работы GPS-модулей. Многие производители (к примеру, Apple) «привязали» работу своего программного обеспечения для навигации к сервису Google Maps. Сервис отличный: красивый, информативный, регулярно обновляемый. Если бы не одно но: программы смартфонов для работы с ним создаются на стороне и работают не всегда корректно. К тому же постоянное использование GPRS- или 3G-трафика для подкачки картографической информации довольно быстро «съест» даже самую мощную батарею, которой не может похвастаться и iPhone.
Так было до последнего времени. И вот Google анонсировала появление новой версии мобильной операционной системы Google Android программного обеспечения для полноценной навигации. Если учесть, что Android распространяется бесплатно, то преимущества традиционных навигационных программ перед Google кажутся окончательно нивелированными. Действительно, если какой-нибудь производитель автомобилей захочет установить в новую модель автомобиля собственный GPS-навигатор, то у него будет все основания обратиться именно к Google. Над такими крупными компаниями, как TomTom, Garmin и другими, нависла реальная угроза.
Новая программа Google обещает стать настоящей революцией на рынке, поскольку в ней совмещены сразу два сервиса: Google Maps и Street View. Кто хоть раз пользовался навигатором, пытаясь найти дорогу или нужный дом, поймёт всю полезность такого симбиоза: можешь просмотреть всю улицу в трёхмерном режиме и сначала найти нужный дом на устройстве, а затем - в реальной жизни. Google Maps Navigation уже доступна пользователям новых «гуглофонов» Motorola Droid. Новая программа способна самостоятельно прокладывать оптимальные маршруты к указанной точке на карте и реагировать на голосовые команды. А ещё программе можно давать не самые конкретные задания: например, попросить её показать проезд к ближайшему бару или указать схемы проезда к какому-нибудь художественному музею. Что немаловажно, Droid способен ориентироваться не только по GPS-модулю, но и по точкам Wi-Fi, и по технологии ID-Cell, которая помогает определять точное месторасположение объекта в помещениях. Реализована в программе и функция отслеживания пробок. Пока сервис работает только на Droid, однако скоро, без сомнения, появится и на других мобильных устройствах.
Планирует ли Google монополизировать навигационный рынок? Вполне возможно. Рынок акций, по крайней мере, отреагировал на появление информации о Google Maps Navigation очень нервозно: акции всех производителей навигаторов изрядно «просели». Всего за день акции Garmin подешевели на 16%, акции TomTom - на 21%. Об угрозе для производителей навигаторов заявил и руководитель аналитической компании Sterling Market Intelligent Грег Стерлинг: «Пользователю не надо будет платить за обновление карт и покупать специализированные устройства. Этот бизнес просто не выдержит конкуренции с Google». Разве что в отдельных странах продажи навигаторов будут продолжать расти вопреки сервису Google: например, там, где мобильный интернет ещё слишком слабо развит, и там, где Google ещё не «освоил местность» и слабо прорисовал города. Но это всё крохи: на наиболее богатых и технически развитых рынках влияние крупнейшей интернет-компании избежать будет сложно.
Больнее всего вторжение Google на этот рынок переживают две компании: TomTom и Nokia. Первая приобрела летом 2007 года картограф TeleAtlas за 2,7 млрд долларов, вторая в октябре 2007 года заплатила 8,1 млрд долларов за компанию Navteq. Nokia и TomTom рассчитывали, что смогут зарабатывать на продажах программного обеспечения с обновлёнными картами, причём одни и те же клиенты будут регулярно покупать обновлённые варианты карт. TomTom, например, выпустил навигационную программу для iPhone и разместил её в App Store. Цена, прямо скажем, нескромная: 100 долларов. Google же значительно упростил жизнь пользователям: им не надо ничего обновлять, а карты вообще бесплатные для всех и каждого, будь то пользователь смартфона на Android или компания BMW, устанавливающая навигаторы в свои автомобили.
На чём же будет зарабатывать Google? Как обычно, на продаже контекстной рекламы. Которая будет полезна пользователям: Navigation подскажет, например, вам дорогу до ближайшего ресторана. Вы сможете пообедать, ресторан получит прибыль, а Google - скромную компенсацию за полезную вам и ресторану подсказку. Более того, эксперты отмечают, что Google не просто предлагает своё программное обеспечение бесплатно, но сможет ещё и доплачивать компаниям - производителям смартфонов и мобильных устройств. Google вполне способна поделиться с ними частью доходов от контекстной рекламы на картах. И все останутся довольны. Кроме конкурентов Google, разумеется.
Какой выход найдут нынешние производители GPS-программ и устройств? Что будет делать TomTom и Nokia, пока неизвестно. А Garmin уже создала альянс с компанией Asus: совместными усилиями они будут разрабатывать коммуникаторы с расширенной GPS-функциональностью. Традиционный бизнес уже давно научился конкурировать с ценами. Но как он сможет конкурировать с продавцом, который не просто раздаёт товар бесплатно, но ещё и доплачивает за него? Против халявы, за получение которой вам ещё и заплатят, аргументов пока ни у кого нет.
Автор Валентин Мальцев
Источник: chaskor
|