Игорь Бощенко, независимый аналитик:
Примеров инновационных продуктов на самом деле очень много. Я занимаюсь технологическим поиском уже более 20 лет и сам немного изобретаю. В принципе это один из таких прототипов, я сразу скажу, это еще не окончательный вариант: «ультрафиолетовая противовирусная стерилизационная маска» Все СМИ сейчас гудят о пандемии гриппа, вирусных заболеваниях и т.д. Это некое средство защиты населения от вирусов гриппа. Особенно для тех, у кого ослабленный организм, для медиков, для людей, которые находятся постоянно в зоне с высокой вирулентностью, где вирусов много. Принцип его достаточно прост, казалось бы, хотя здесь существуют очень высокотехнологичные вещи. И здесь Россия является абсолютным держателем приоритетов: это, прежде всего, технология изготовления кристаллов для ультрафиолетовых светодиодов. А это устройство – это небольшая коробочка, там стерилизационная камера со специально конфигурируемыми поверхностями, которая облучается ультрафиолетовыми диодами в жестком ультрафиолете. Вот в этом небольшом объеме – в четырех кубических сантиметрах создается плотность оптического излучения 600 джоулей на кубический метр. Таким образом, любой вирус, который поступает с вдыхаемым воздухом, т.е. это выглядит примерно вот так (но это пока прототип), т.е. вот включается, проходит через стерилизационную камеру, вирусы здесь подвергаются жесткому облучению ультрафиолетом, и человек уже вдыхает не живые вирусы, а убитые вирусы, что позволяет ему с одной стороны так же развивать иммунитет. Т.е. маска не ослабляет иммунитет, потому что вирус вы получаете внутрь, но только мертвый. Т.е. возникает эффект, который вирусологи называют «бытовая вакцинация».
Это очень эффективное средство в сегодняшней конфигурации для борьбы с острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ) и вирусами гриппа. Совместно с Курчатовским институтом мы проводили совещание и посмотрели возможности. В пределе 2-3 лет мы можем выйти на такую мощность излучения, что маска будет эффективной и против более серьезных заболеваний, таких как сибирская язва, лихорадка Эбола, лихорадка Марбурга. Т.е. может использоваться и МЧС, и военными, и очень широким кругом специалистов: т.е. может быть и профессиональная версия. Сейчас ведется работа по дизайну устройства, по технологическим – встраивается микропроцессор управляющий, можно будет регулировать мощность излучения. Конкретно сейчас разрабатываемый прототип будет в трех модельных рядах: женская, мужская и детская маска. Срок непрерывной работы 10 часов, аккумулятор заряжается так же, как сотовый телефон, общий ресурс 5000 часов, это где-то 3,5 года - как раз на пандемические периоды. Это один из примеров, но даже на этом примере столкнулся опять с той же проблемой инновационного сопротивления. Проблема заключается в следующем. У нас президент сказал замечательную фразу: «У нас есть очень много предпринимателей, которые ничего не предпринимают». И он абсолютно прав.
Дело в том, что предприниматель предпочитает действовать в какой-то устоявшейся бизнес-схеме, пусть он получает гораздо меньший доход, но как все. А что называется «пойти в прорыв»? Он никогда не готов рискнуть, он готов рискнуть, почему-то в казино, но не готов рискнуть в научно-технических исследованиях. Понятно, что здесь он получит гораздо большую выгоду, но, тем не менее, проблема предпринимательская на сегодняшний день есть. И даже вот на это, казалось бы простое изделие, уже на сегодняшний день уже истрачено личных средств более миллиона рублей: на то, чтобы разработать модели, провести расчеты, моделирование. Сейчас готовятся экземпляры для сертификации в НИИ гриппа и в федеральном ФГУПе «Вектор», который занимается микробиологией и вирусологией. Это все требует огромных расходов. Не каждый изобретатель-инноватор в состоянии такие средства получить. И вот тут нужны банки, но банки на это на идут. Это серьезная многогранная проблема, и для того, чтобы что-то внедрять, нужно очень многое поменять. А вот этот конкретный пример, тут очень много аспектов, которые позволят серьезно развить бизнес. Начиная от простого места, где размещается логотип. Представляете: десятки миллионов людей, которые ходят и носят логотип определенного производителя – это раз. Второе - это социально полезный продукт.
Есть социально-вредные продукты, например, сигареты. И есть социально-полезные продукты, которые вызывают положительный эмоциональный отклик. Это как раз такой продукт, который позволяет решать огромное количество проблем. Ну и, кроме того, если у нас в государстве наладят массовое производство вот таких изделий возникнет интересная ситуация: Россия сможет поставлять на внешний рынок высокотехнологичное устройство. А высокотехнологичность его обусловлена, прежде всего, гетерогенными структурами, на базе которых построены вот эти ультрафиолетовые светодиоды, где у России абсолютный приоритет. Поразительная вещь: все ультрафиолетовые светодиоды, которые выпускаются в мире, все делаются на кристаллах, которые произведены российскими исследователями. Нам все карты в руки. Т.е. мы могли бы производить для всего мира. Украсть китайцам не получится по одной простой причине: вы можете украсть корпус, украсть внутреннюю конфигурацию, те покрытия, которые используются, схемотехнику – это не проблема. Но вы не украдете технологию и оборудование уникальнейшее для выращивания кристаллов, которое у нас в России. Этим занимается Курчатовский институт, занимается одна из компаний известных в Санкт-Петербурге, где последователи Жореса Алферова сделали вот такие замечательные кристаллы. У меня есть огромный круг знакомых, у которых есть уже готовые изделия, которые поразительным образом находят внедрение зарубежом и получают миллиардные прибыли, но у нас в России они, к сожалению, мало востребованы из-за предпринимателей, «которые ничего не предпринимают».
Источник: russia
|