Президент США Барак Обама будет просить Конгресс о расширении программы участия США в проекте МКС как минимум до 2020 года. С другой стороны, Обама будет настаивать на том, чтобы космическое ведомство отказалось от освоения Луны. В предстоящий понедельник начнется процедура утверждения бюджета НАСА на 2011 год, где одним из основных пунктов идет сотрудничество НАСА и частных космических компаний, которые должны будут предлагать услуги коммерческих запусков на орбиту и к МКС.
В НАСА говорят, что такая организация уменьшит зависимость американского космического агентства от российской стороны в плане доставки астронавтов на космическую станцию после того, как программа космических шаттлов будет свернута осенью этого года.
До конца эксплуатации шаттлов НАСА осталось осуществить еще пять полетов, первый из которых запланирован на 7 февраля. При этом, в НАСА говорят, что есть вероятность сдвига запусков, поэтому последний старт может произойти не в сентябре 2010 года, а в октябре или даже в начале 2011 года. Раньше в НАСА раздавались голоса в пользу поддержки программы шаттлов до 2015 года, однако ни официальный менеджмент ведомства, ни Вашингтон этого не поддержали.
Сейчас Обама говорит, что НАСА следует сосредоточиться на инновациях, а также на продвижении идеи коммерческих полетов как для туристов, так и с целью доставки грузов и астронавтов на МКС. "Сконцентрироваться нужно на разработке технологий, которые позволят стабильно и безопасно доставлять человека на орбиту вокруг планеты", - говорит Обама. В то же время он признает, что даже при поддержке НАСА в массовом порядке такие полеты начнут проводиться где-то к 2020 году.
В космическом ведомстве США отмечают, что несмотря на заморозку ряда программ, бюджет НАСА будет ежегодно увеличиваться на 6 млрд долларов, достигнув в предстоящие пять лет рекордных 100 млрд долларов в сумме. "Бюджет очень напряженный. Для НАСА вопрос получения дополнительных денег - это вопрос престижа, вопрос того, насколько серьезно в обществе относятся к космическим исследованиям", - говорит Салли Райд, бывшая астронавтка НАСА. По ее словам, внутри самого ведомства сейчас нет единения по многим вопросам, поэтому программа Constellation, в рамках которой идет создание пилотируемой капсулы Orion и ракеты Ares I, сейчас "выглядит нестабильной".
Недовольство в обществе деятельностью властей и НАСА растет еще и потому, что в связи с прекращением полетов космических челноков в этом и будущем году из НАСА будут уволены около 7000 человек, что на фоне общего роста безработицы в стране выглядит неприглядно для государственного ведомства. Дабы как-то реабилитироваться в глазах налогоплательщиков, НАСА заявляет, что во Флориде, где расположен космодром, будут созданы около 1700 новых околокосмических рабочих мест, а всего по стране в отрасли добьются появления еще 5000 рабочих позиций.
Впрочем, в американском Конгрессе есть масса недовольных политикой официальной Администрации НАСА и страны. "Больше всего я опасаюсь того, что все происходящее будет тормозить развитие пилотируемой космонавтики в стране. Раньше мы вложили в космос миллиарды долларов, теперь мы рискуем отдать лидерство русским, китайцам и другим", - говорит сенатор-республиканец Билл Посли. "До тех пор, пока у НАСА не будет четкого и реального плана на будущее, мы можем говорить лишь о временном продлении полетов шаттлов".
На сегодня НАСА уже вложило в программу Ares I и Ares V около 9 млрд долларов. Однако до сих пор основной идеей, под которую проектировались как Ares, так и Orion, были именно лунные программы. Теперь у лунной программы все меньше сторонников. Недавно в НАСА был создан экспертный совет, в задачи которого входит независимая оценка целесообразности создания лунных баз постоянного пребывания.
Еще один важный момент, который пока остается без ответа, - это судьба нынешнего космического центра им Кеннеди во Флориде. Дело в том, что мощности этой площадки слишком велики для обслуживания связки Ares-Orion и ведомству предстоит решить, как использовать "лишние" мощности. Здесь называются несколько альтернатив: во-первых, сдать часть космодрома в аренду частным космическим перевозчикам, во-вторых, загрузить его программами по обслуживанию МКС (если Штаты официально остаются в проекте до 2020 года), в-третьих, в космический центр необходимо сделать "стратегические инвестиции" и рассматривать его как часть лунной программы (если таковая будет принята).
Очевидно, что для коммерческих компаний наиболее привлекателен именно первый вариант, тем более, что получить стартовую площадку будущего можно будет за государственные деньги.
Источник: CyberSecurity
|