Руководитель ракетно-космической корпорации «Энергия» Виталий Лопота впервые рассказал, когда и на чем наши космонавты отправятся на соседнюю планету. Честно говоря, я уже и не ожидал, что такой доклад и такой проект у нас появятся. В последние годы было ощущение, что Россия готова смириться с ролью космической державы номер 2. Американцы ваяют новый корабль, пакуют скафандры для марсианской экспедиции. Ну а мы...
Мы в очередной раз модернизируем «Союз», созданный больше сорока лет назад. Как заправские извозчики катаем всех, кто заплатит, на Международную космическую станцию. И конструируем новый пилотируемый корабль, который на Западе (да и у нас) уже именуют не иначе как аналог «Ориона» (а «Орионом» зовут новый корабль американцев).
И вот без грома литавр и налета пиаровской шушеры на 34-х Академических чтениях по космонавтике памяти С. П. Королева, которые совсем недавно прошли в МГТУ им. Баумана, президент и генеральный конструктор РКК «Энергия» Виталий Лопота взорвал «бомбу». (Так по крайней мере мне кажется.) Был представлен четкий, взвешенный и современный план развития российской пилотируемой космонавтики. Со сроками, с собственной продуманной стратегией. С признанием слабых сторон (за что отдельный поклон, потому как иначе было бы ощущение не инженерного плана, а шапкозакидательства).
МКС - ВЧЕРАШНИЙ ДЕНЬ, НО...
Международная космическая станция - самый дорогой проект в мире. Он уже обошелся странам-участницам в 120 млрд. долларов. Даже богатые американцы вынуждены затянуть пояса и отказаться сначала от шаттлов (в этом году прекращают летать), а теперь вот и от новой лунной программы (недавно конгресс срезал бюджет на это дело).
Сворачивать МКС в 2015 году, как планировали лет десять назад, никто не будет - деньги-то уже уплачены. Только сейчас станцию по-настоящему обустроили. На прошлой неделе американцы пристыковали новый модуль Tranquility («Спокойствие»). Его семь иллюминаторов открывают космонавтам обзор на махину станции и Землю.
В общем, пока решено сохранить МКС до 2020 года. Но уже говорят о том, что станции болтаться на орбите по меньшей мере до 2028 года. А может, и дольше. Почему нет? Она превратится в базу для подготовки межпланетных экспедиций. А старые, поизносившиеся модули постепенно станут заменять новыми.
Но у России есть опасность увязнуть в МКС, как мухе в малиновом сиропе. Даже если сделаем новый корабль, не окажется ли так, что мы останемся просто космическими извозчиками, сменив «Союзы» на «Русь»? И тогда точно окажемся на вторых ролях. Об этом с тревогой говорили мне многие эксперты. И вот тут Лопота делает принципиальное заявление...
Отечественная пилотируемая программа будет развиваться параллельно с «Русью» и ракетами, которые ее должны доставлять на орбиту.
НА КИСЛОРОДЕ ДАЛЕКО НЕ УЛЕТИШЬ
Что человечество неплохо научилось делать за 50 лет космической эры, так это закидывать грузы на околоземную орбиту. 20 - 30 тонн вывести на 300, 400, 500 км над Землей? Без проблем! Но это то, что специалисты называют «технологией подскока» (забросил спутник на нужную орбиту, топливо сжег - вот и хорошо).
А как лететь, скажем, на Марс? Какие запасы ракетного топлива - кислорода, водорода, керосина - нужно закачать в марсианский корабль? Представьте - к Красной планете придется отправлять целый дом. Ведь экипаж нужно обеспечить всем необходимым для жизни и работы. Мало того, системы жизнеобеспечения нужно дублировать, и не раз.
Человеку, чтобы прожить, в среднем нужно в день 10 килограммов «расходников» - еда, вода, воздух, одежда. Экипаж на Марс - минимум четыре человека.
- Двое - это потенциальный конфликт, - рассуждает Виталий Лопота. - Трое - это конфликт двое против одного. Без четвертого не обойтись.
Значит, 40 кг груза на каждый день. Лететь к Марсу 8,5 месяца. И столько же обратно. Да еще какое-то время нужно крутиться на марсианской орбите. Специалисты подсчитали - корабль, который полетит к Красной планете с космонавтами, должен быть массой под 500 тонн! Махина МКС весит сейчас вдвое меньше.
- Выход - ядерная энергетика, - утверждает главный конструктор «Энергии».
То есть не обычный ракетный двигатель потянет вперед марсианский корабль, а ядерная энергетическая установка.
Корабли на атомной тяге - это никакая не маниловщина. Еще в 70-х годах прошлого века Советский Союз запускал спутники с ядерными установками, которые питали энергией оборудование космического аппарата. Так что наработки есть. Не так давно утверждена федеральная целевая программа «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года». Уже в этом году выделено 500 млн. под создание транспортно-энергетического модуля на основе такой установки.
По словам генерального, первый корабль на атомной тяге может быть запущен Россией в 2017 году! То есть к концу этого десятилетия, если все пойдет хорошо, мы будем иметь и новый пилотируемый корабль, и новую энергетическую систему! Если это все соединить...
МЕЖПЛАНЕТНЫЙ ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ КОРПУС
Виталий Лопота утверждает: космическая техника России будет строиться из модулей. На основе ядерной энергетической установки можно создать универсальную платформу, способную решать множество задач, причем не только на околоземной орбите. Это может быть и буксир для доставки грузов (к той же Луне, к примеру), может быть и основа для телекоммуникационных спутников и даже специальный трал для сбора космического мусора. А может и межпланетный истребитель-перехватчик, способный на подлете к Земле уничтожить астероид, представляющий опасность для человечества.
Эту же платформу инженеры предлагают использовать как основу марсианского экспедиционного комплекса.
- К 2020 - 2025 годам Россия будет иметь на орбите базу для сборки межпланетных космических кораблей, - уверен главный человек на «Энергии».
Здесь будут задействованы и пилотируемая капсула «Русь», и складские модули, и научные лаборатории. На орбите все это превращается в марсианский комплекс. Причем эту махину не нужно строить под один полет. Все зависит от задач. Летим к астероиду - собираем одну конструкцию, буксируем грузы на околоземную орбиту - другую (вот тут и опыт МКС нужен).
Новая национальная идея
В 60-х годах полет на Луну стал новой национальной идеей американцев. Их уязвил гагаринский полет. И на этом запале они смогли за несколько лет создать уникальную технику для полета на Луну. Но не только в этом дело. Именно лунный проект двинул вперед американскую науку и технику. То, что США до сих пор интеллектуальный лидер в мире - новые компьютерные технологии рождаются здесь, - это результат ускорения, полученного в 60-х.
Может быть, сейчас настала пора России сплотить нацию грядущим полетом на Марс?
- Давайте встряхнемся и задумаемся: зачем нам это нужно? - призывает Лопота. И называет несколько «бронебойных» аргументов. Космос - это кладезь дешевой энергии (а как быть человечеству, когда запасы нефти и газа в недрах закончатся? - Авт.).
Благодаря амбициозному космическому проекту у нас есть шанс поднять собственные технологии. Есть шанс увлечь, вернуть молодежь в конструкторские бюро, в технические вузы, на производства, а не «разводить» ее в магазинах.
Можно, конечно, ныть: какой Марс, когда большая часть населения страны еле сводит концы с концами от зарплаты до зарплаты? Но дело в том, что если мы хотим зарабатывать больше, если хотим получить развитую страну, где интересно и сытно жить, нам нужен именно национальный проект, который позволит вытащить экономику из болота, как Мюнхгаузен собственную персону.
НАИВНЫЕ ВОПРОСЫ
Почему сразу замахнулись на Марс? А как же Луна?
- Луна - это слишком близкий объект, - срезал Лопота.
И - опять же - такое заявление от одного из людей, определяющих космическую политику России, звучит обнадеживающе. Еще недавно нам обещали лунную экспедицию. А зачем?! Денег она стоит немерено, а отдача сомнительна. С точки зрения политики, как бы мы ни старались, на Луне мы будем вторыми, добравшись на спутник через полвека после американцев. Разворачивать базу? Но там нет таких редких полезных ископаемых, добыча которых оправдала бы затраты. Разве что развернуть астрофизическую лабораторию на обратной стороне Луны. Но с этим можно погодить - телескопы-спутники уже есть.
Вот если мы на Марсе будем первыми...
Как обеспечить безопасность ядерных установок? Действительно, такая техника опасна. Бывали даже международные конфликты, когда на Землю падали обломки спутников с ядерной установкой. Виталий Лопота говорит, что и этот риск учтен. Собирать марсианский корабль будут на высокой орбите - минимум 800 км от Земли. Даже если что-то пойдет не так, человечество не пострадает.
Автор Александр Милкус
Источник: kp
|