При строительстве Большого адронного коллайдера были допущены ошибки, которые помешают вывести ускоритель на проектную мощность в течение ближайших двух лет. Об этом в интервью BBC News заявил представитель Европейского центра ядерных исследований (ЦЕРН).
Тем не менее, как сказал директор ЦЕРН по ускорителям и технологиям доктор Стив Майерс, уже к концу марта ускоритель будет выведен на рекордную мощность в 7 триллионов электрон-вольт (ТэВ).
Однако в конце 2011 года коллайдер будет закрыт на срок до года для проведения в туннеле профилактических работ: они необходимы для организации экспериментов по столкновению пучков протонов, в рамках которых должны быть достигнуты вдвое большие мощности.
Недавно ускоритель был запущен заново после аварии, произошедшей в сентябре 2008 года. По словам Мейерса, причиной закрытия коллайдера станут не проектные ошибки, а дефекты, обнаруженные в медных шинах сверхпроводящих магнитов в туннеле. Эти медные шины являются аварийным механизмом, задачей которого является нейтрализация тока, высвобождаемого при непредвиденном разогреве одного из магнитов. На языке инженеров такой эпизод получил обозначение "гашение" (quench).
Именно такой случай привел в 2008 году к тому, что около тонны жидкого гелия просочилось в туннель, что вызвало целый ряд отказов или гашений магнитных установок. Устранение последствий этой аварии обошлось в 40 миллионов швейцарских франков (37 миллионов долларов). Как показало расследование, причиной аварии стали дефектные электрические контакты, соединяющие сверхпроводящие кабели. В некоторых из них между медными стабилизаторами и сверхпроводящим кабелем были пустоты. При достаточно высокой силе тока сопротивление контактов начало расти, температура контактов также поднялась, что привело к выходу кабеля из сверхпроводящего состояния, повреждению трубопроводов криогенной системы, сбросу жидкого гелия в туннель, нарушению герметичности и выходу установки из строя.
Инженеры считают, что ускоритель может быть теперь выведен на мощность 7 ТэВ, однако достижение проектной максимальной мощности в 14 ТэВ сопряжено с опасностью новой аварии. Поэтому они приняли решение о продолжении работы на половинной мощности в течение полутора-двух лет, а затем о закрытии коллайдера для ремонтных работ в туннеле протяженностью в 27 километров.
По словам директора ЦЕРН, это решение было принято совместно с физиками, работающими на четырех гигантских ускорителях, которые входят в комплекс Большого адронного коллайдера.
Источник: grani
|