Спортивная яхта нового национального класса доведена до промышленного многотиражного производства.
В советское время осваивать основы парусного и водно-моторного спорта было проще. Каждый мог записаться в секцию одного из многочисленных спортивных обществ, получить там теоретическую подготовку, научиться управлять яхтой или моторкой, чтобы потом участвовать в соревнованиях или вволю ходить по озёрам, рекам, озёрам и морям.
В перестроечное время спортивные организации перешли на самообеспечение. Многие предпочли обслуживать состоятельных клиентов, приобретали дорогостоящие катера и яхты. Среднему любителю такая техника оказалась не по карману, как и членство в роскошном яхт-клубе. Так водно-моторный и парусный спорт утратил главное качество – доступность и массовость. Старые плавсредства приходили в негодность по причине изношенности, появлению новых препятствовало засилие импорта.
Выход из сложившейся ситуации отыскали во Всероссийской федерации парусного спорта (ВФПС), задумав создать манёвренную, удобную и недорогую яхту (швербот) нового отечественного класса. К её проектированию привлекли знатоков своего дела – яхтсменов, судостроителей, дизайнеров. Они справились с заданием всего за год.
Корпус яхты «ЭмКа» выполнен из лёгкого и прочного стеклопластика. В центре корпуса помещен степс – гнездо, в которое вставляется мачта из анодированного алюминия высотой 9,1 м. Рядом устроен отсек для парусов, а ближе к корме – другой, для припасов. Около мест для экипажа установлен фальшборт, в который яхтсмены упираются, когда кренят корпус швербота при крутых поворотах – теперь им не нужно «эффектно» (при взгляде с берега) свешиваться за борт.
К носу яхты крепится съёмный углепластиковый бушприт (носовая оконечность яхты), а к центральной части днища – выступающий шверт (киль) из искусственного материала, усиленного углеволокном. При касании о грунт шверт отклоняется, и судно легко выходит на воду. В корме установлен традиционный румпель (руль) с поднимающимся на мелководье или при подходе к берегу пластиковым пером.
Яхту оснастили тремя парусами из прочного материала – майлара алого цвета: гротом площадью 15,4 кв. м на высоко расположенном, поворачивающемся гике (теперь команде не нужно наклоняться, чтобы избежать ударов по голове), стакселем (7,1 кв. м) и вспомогательным геннакером (27 кв. м). На гроте и стакселе устроены окна для наблюдения за акваторией и другими плавающими средствами. При необходимости на бушприте и мачте поднимают дополнительный геннакер, который обычно держат в носовом подпалубном отсеке. Рассчитана яхта на экипаж 3-4 человека.
Яхту создавали объединёнными усилиями на подмосковных и петербургских предприятиях. Доведённая до промышленного производства яхта нового национального класса – важный шаг в постепенном возрождении лучших традиций парусного спорта в России. Кроме профессиональных команд, её могут использовать и семейные экипажи, ведь стоимость яхты не больше стоимости автомобиля среднего класса.
Автор:Игорь Боечин
Источник:[b]"Наука и жизнь"
|