В ракете Taurus II используют разработки наших ученых 40-летней давности
С одной стороны, информация-то приятная: американская компания Aerojet провела под Самарой испытания ракетного двигателя НК-33, разработанного еще 40 лет назад конструктором Николаем Кузнецовым для советской ракеты Н1. Той самой, которая должна была поднять на орбиту советский лунный корабль. Увы, в начале 70-х годов прошлого века проект закрыли. Двигатели остались.
И вот выяснилось: эти разработки вполне пригодны для использования в современных ракетах.
В середине 1990-х годов Aerojet уже купила у Самарского научно-технического комплекса имени Н. Д. Кузнецова сорок двигателей, заплатив за каждый по 1 млн. долларов. Десять из них использованы. Но по планам американцев им понадобится 71 двигатель. Так что на подходе новый заказ.
Самарцы - не единственные, кто поставляет ракетные двигатели для США. Подмосковное НПО «Энергомаш» должно отправить за океан около сотни двигателей РД-180 для ракеты Atlas. И все вроде бы хорошо, можно гордиться: какая наука была в СССР! То, что создано учеными почти полвека назад, сейчас пользуется спросом в самой технологически развитой державе. И хорошо, что отечественные космические предприятия, получив сладкий заказ, сохраняют технологии и кадры.
Но, с другой стороны, сколько можно тиражировать достижения прошлого? Что нового есть у нас сейчас в той же космонавтике? Обещанная несколько лет назад российская ракета «Ангара» до сих пор не готова. Только в этом году должен быть готов эскиз другой нашей ракеты - «Русь».
Источник: kp
|