«Развитие ГЛОНАСС формирует серьёзный спрос на новые технологии и современный интеллектуальный продукт, принципиально меняет практику управления в экономике, повышает эффективность на транспорте, в сельском хозяйстве, в жилищно-коммунальном хозяйстве, предоставляет широкий спектр востребованных услуг для граждан.
Всё большее значение система играет и в сфере обеспечения безопасности». В.В.Путин
Вступительное слово В.В.Путина:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы обсудим вопросы картографического обеспечения системы глобального позиционирования ГЛОНАСС, поговорим о перспективах этого крупнейшего инновационного проекта в целом.
Напомню: пока только две страны мира смогли решить задачу такой сложности - Россия и Соединенные Штаты. Мы начали работу одновременно с нашими европейскими партнерами и несколько обогнали их. Но хочу обратить ваше внимание на то, что у наших партнеров есть значительные конкурентные преимущества, особенно в микроэлектронике, по практике коммерциализации проектов подобного рода. Поэтому здесь расслабляться нельзя, нужно активно работать.
Конечно, дальнейшее построение глобальной навигационной системы входит в число наших несомненных приоритетов.
Во-первых, развитие ГЛОНАСС формирует серьёзный спрос на новые технологии и современный интеллектуальный продукт. Во-вторых, принципиально меняет практику управления в экономике, повышает эффективность на транспорте, в сельском хозяйстве, в жилищно-коммунальном хозяйстве, предоставляет широкий спектр востребованных услуг для граждан.
Всё большее значение система приобретает и в сфере обеспечения безопасности. Специалисты прекрасно знают, что без системы глобального позиционирования невозможно развитие высокоточного оружия. Даже в Министерстве внутренних дел использование системы ГЛОНАСС позволяет серьезно повышать раскрываемость преступлений по «горячим следам».
Преимущества использования ГЛОНАСС начинают оценивать региональные и муниципальные власти. Однако хочу подчеркнуть, что на местном уровне этот процесс должен идти гораздо более интенсивно. Цель заключается в том, чтобы применение отечественной системы навигации стало по-настоящему массовым. Это важно в том числе, и с точки зрения коммерческих перспектив проекта. Без этого систему трудно будет развивать вообще.
Отмечу, что ГЛОНАССом заинтересовались многие наши зарубежные партнёры. Подписан ряд международных соглашений о сотрудничестве в этой области. И это, конечно, не случайно. Мы продолжаем активно наращивать космическую группировку. Уже сейчас она составляет 23 космических аппарата. 21 из них работают безупречно, к двум есть определенные замечания.
До конца этого года планируется запуск еще 7 космических аппаратов: 6 ГЛОНАСС-М и один ГЛОНАСС-К с улучшенными характеристиками. Это означает, что к концу года у нас на орбите будет находиться не менее 27-28 постоянно действующих работоспособных аппаратов. Система ГЛОНАСС надёжно покроет всю территорию планеты, то есть система станет по-настоящему глобальной.
Очевидно, для того чтобы система заработала в полной мере, стала широко востребованной и действительно популярной, прежде всего на коммерческом рынке, нужно также активно развивать её наземный сегмент, в том числе повышать качество приёмных устройств, программного обеспечения, включая полный пакет навигационных карт.
И здесь есть определённые сложности. И эти сложности возникают, несмотря на ритмичное, достаточно большое финансирование.
Напомню, что в 2002-2011 годах на эти цели выделено 6,6 млрд рублей. В 2009 году мы израсходовали почти 2,5 млрд рублей, в 2010 г предусмотрено 2 млрд рублей, в 2011 г. запланировано еще 1,7 млрд рублей.
Создание цифровых карт для системы ГЛОНАСС идёт, к сожалению, недопустимо медленно, а те из них, что уже составлены, являются лишь так называемыми базовыми картами и не содержат всей нужной потребителю информации. Навигационные карты призваны чётко и достоверно отражать реальную картину, на них должны быть нанесены планы городов и посёлков, сетка железных и автомобильных дорог, расположение других инфраструктурных объектов.
Причём современными навигационными картами должна быть охвачена вся территория страны, только тогда ГЛОНАСС сможет функционировать с максимальной отдачей.
Исчерпывающий пакет карт необходимо сформировать и для специальных, и для обычных пользователей. Так, уже к концу 2010 года, как минимум на 80% должны быть готовы карты для гражданских потребителей. Я выделю несколько вопросов, требующих особого внимания.
Нужно выстроить чёткий порядок взаимодействия и определение полномочий госорганов, федерального сетевого оператора и коммерческих производителей при создании и использовании картографической продукции, проработать механизмы обмена информацией между ними.
И в ходе сегодняшнего совещания просил бы высказаться по этим вопросам, дать свои предложения как Роскосмосу, так и Минэкономразвития.
Далее. До сих пор не существует единых требований к цифровым навигационным картам: базовым, государственным и к картам пользователя системы ГЛОНАСС.
Грамотное решение этой проблемы имеет большое практическое значение. Если мы не добьемся здесь единообразного подхода в решении всех этих вопросов, то потребители могут быть вынуждены пользоваться несовместимыми между собой навигационными картами, что, естественно, будет осложнять всю работу по программе.
Давайте приступим к обсуждению.
Источник: Пресс-служба Роскосмоса
|