Более десяти лет не утихают споры ученых и врачей вокруг генно-модифирцированных организмов. Тем не менее, эти самые ГМО мы каждый день приносим домой из магазинов. Это картошка, рис, фрукты – и еще около пятнадцати наименований продуктов. Их привозят со всех концов света. Кстати, продажа этих трансгенов в Петербурге разрешена официально.
Несколько лет подряд противники модифицированной продукции обращались с призывом не пичкать жителей Северной столицы непонятными и, главное, до конца неизученными химикатами. Дошло до того, что депутаты решили взяться за генетическую безопасность продуктов питания для детей и подростков в Санкт-Петербурге. Опыты с генно-модифицированными организмами провела Светлана Топилина.
Будущий день сыновей расписан по блюдам и витаминам. Сегодня на завтрак Ирина приготовит бульон из куриного филе и свежевыжатый сок. Никаких гамбургеров, исключить консерванты, минимум соли и все без сахара. Такой сугубо полезный рацион в этой семье появился десять лет назад, когда Ирина прочитала в газете о генно-модифицированных организмах. Пока ученые спорят о вреде и пользе – для своей семьи она строго решила – не ставить эксперименты.
Ирина Айрапетова, мама троих сыновей:
«Вместо колбасы – кусок куры, можно обжарить в кляре, или мясо, стараемся обходиться без колбасы».
На завтрак – сосиски с кетчупом, стакан сока и шоколадка – с собой в школу третьеклассница Вика возьмет бутерброды с колбасой и сыром. Организм молодой, растущий. А на ужин у семьи жареная картошка с мясом. О разработках генетиков здесь не задумываются. Главное, чтобы в холодильнике всегда были любимые лакомства.
Светлана Горохова, мама школьницы:
«В принципе, правил – никаких. Хотим в данный момент – можем пойти купить сосиски, хотим – шоколад».
Семья Айрапетовых и Гороховых примут участие в нашем эксперименте. Образцы продуктов, которыми родители сегодня кормили своих детей на завтрак, отправляем в Центр контроля качества. В лаборатории их проверят на наличие измененных генов.
Комитет Государственной думы по охране здоровья готовит к первому чтению законопроект « О запрете использования генно-модифицированных организмов в продуктах детского питания». В основном, это касается школ и детских садов.
А пока специалисты делают экспертизу, отправляемся в обычную школьную столовую. Врачи обеспокоены, что в продуктах могут содержаться трансгены, в частности, в сое. Например, уже известно, что булочки делают из соевой муки. Как отреагирует на них детский неокрепший организм – загадка.
Олег Сергеев, – депутат ЗакСа, председатель постоянной комиссии по здравоохранению и экологии:
«В 2009 году 3610 нарушений, в 2009 году производителей некачественной продукции оштрафовали на 24 млн. рублей, а деятельность более 200 предприятий была приостановлена».
Сегодня на обед школьникам приготовили рыбный салат с гречкой. А привезли селедку отсюда. Сами производители не знают, есть ли в составе их продукции чужеродные гены. Тем более, что никто не требует отправлять образцы на такую экспертизу. А мы, пожалуй, возьмем и эту селедку в лабораторию.
Татьяна Никитина, представитель производственно – дистрибьюционной компании:
«В законе о закупках, по минимуму цены. Школа не выбирает более безопасную и более качественную продукцию, поскольку она не может быть дешевой».
Впервые о ГМО заговорили пятнадцать лет назад. Американские генно-инженеры вывели сорт томатов, которые долго не портились. Безусловный плюс – экономическая выгода. Оказалось, в помидор внедрили ген полярной камбалы, теперь эти культуры не боятся морозов. В генный ряд всеми нами любимого картофеля добавляют ген скорпиона. Результат: мы получили картофель, который не едят никакие насекомые. Сегодня это уже длинный список: трансгенные фрукты, овощи и даже табак.
Виктор Закревский, профессор кафедры гигиены питания и диетологии Санкт-Петербургской государственной академии им.И.И.Мечникова:
«Наука движется скачкообразно, генные инженеры сделали такой скачек, что те отросли науки отстали, методики еще не созданы. Не можем сказать, какие будут последствия на генетическом уровне».
Ученые провели серию опытов на животных. Так, мышей несколько месяцев кормили трансгеной пищей – в основном, это крупы и соя. У появившегося на свет поколения выявлены колоссальные изменения. Уменьшение массы тела в два раза, отставание в развитии, кому давали картофель – обнаружена онкология желудка, и главное, бесплодие.
В Европе уже давно действует норма содержания генно-измененных организмов в продуктах – не более 0,9%, в Японии – 5%, в США – 10%. Причем во многих странах маркировка товаров с ГМО строго обязательна. Мы обошли несколько магазинов в Петербурге. Ни на одном товаре не указано, есть ли там трансгены. Таким образом, покупатели лишены права выбора.
Кстати, кишат обновленными генами различные полуфабрикаты – пельмени, чебуреки и блинчики. Огромное количество генно-измененной сои обнаружено в детских продуктах.
И вот момент истины. Несколько дней принесенные нами продукты проверяли на наличие модифицированных организмов. Все образцы показали себя достойно. ГМО – не обнаружено. Чаще всего, как говорят специалисты лаборатории, измененные гены они находят в колбасах и детском питании. Их в нашем продуктовом наборе не было.
Людмила Гамова, руководитель лаборатории СПбГУ «ЦКК ТРУ»:
«Здесь необходим контроль, вполне возможно – то, что мы не очень часто находим ГМО в продуктах, не является свидетельством то, что мало продуктов содержащих ГМО. Скорее всего, недостаточный контроль».
Все же говорить о вреде или пользе новой разработки ученых генетиков пока не приходится. Есть мнения и «за», и «против». Впереди еще сотни опытов и открытий. Но получается, что главный эксперимент уже запущен – в центре его – мы с вами и наше здоровье.
Источник: tv100
|