В этом году на четырех лайнерах «Аэрофлота» пассажиры смогут воспользоваться услугами мобильной связи, но пока только интернетом и SMS.
А потенциальных клиентов достаточно. По статистике 90% пассажиров с мобильниками, 60-70% - со смартфонами, и у 70% есть ноутбуки. За рубежом это есть, а у нас нет. «Аэрофлот», который поставил себе цель стать первым в Европе по сервису, и добился-таки своего, обратился к ведущим российским операторам с предложением внедрить услуги мобильной связи на борту. Но прежде пришлось поработать с соответствующими структурами, чтобы получить необходимые разрешения. И в феврале Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) определилась с частотами для базовых станций мобильной связи на борту самолетов. Как и все гениальное – решение простое: разрешить использовать частоты, выделенные для мобильной связи на земле, на высоте более трех километров. Ниже – базовая станция на борту будет автоматически выключаться. Во время посадки и взлета пользоваться телефонами будет запрещено.
На призыв «Аэрофлота» рискнул откликнуться «МегаФон», и 15 апреля их генеральные директора – Виталий Савельев и Сергей Солдатенков подписали договор об установке базовых станций «МегаФона» на самолетах «Аэрофлота». Первым воздушным судном, на борту которого будет развернута сеть мобильной связи, станет среднемагистральный пассажирский лайнер Airbus А320. Специалисты полагают, что это будет уже летом. До конца года базовую станцию установят на дальнемагистральном Airbus А330, выполняющего трансконтинентальные рейсы, а также еще на двух лайнерах Airbus А320.
Этот пилотный проект обойдется «МегаФону» в 150 млн рублей. Потратится и «Аэрофлот» на обучение специалистов для обслуживания оборудования. Да и его перевозка денег стоит. Комплект аппаратуры на борту – это 80 кг веса. В общей сложности четыре борта на перевозку аппаратуры сожгут керосина за время опытной эксплуатации на один млн долларов. Срок окупаемости проекта – 5 лет.
Путь сигнала борт-земля таков. В самолете будет WiFi (беспроводный доступ), мобильный сигнал будет приниматься бортовой базовой станцией, передаваться на спутник (на геостационарной орбите на высоте 36 тыс. км), со спутника – на наземную станцию приема спутникового сигнала, далее – на базовую станцию. Дозвониться можно будет до любого абонента, с которым у «МегаФона» есть роуминговые соглашения (480 операторов из 197 стран), в том числе МТС и Би Лайн.
От абонента на земле сигнал пойдет в обратном порядке.
Пока пассажир сможет воспользоваться мобильным интернетом, электронной почтой, послать SMS, MMS, посидеть в «чате». Стоимость мобильных услуг будет на уровне зарубежного роуминга. Так одна SMS обойдется в 10 рублей, а 1 Мб трафика – около 200 рублей. Высокая стоимость объясняется высокой стоимостью передачи по спутниковому сегменту.
С голосовой связью «Аэрофлот» пока не определился, и не по причине технических сложностей, их нет. А только из боязни, чтобы словоохотливый абонент не мешал другим пассажирам. Но генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев сказал, что к концу года после опытной эксплуатации решение будет принято. Я спросил у Виталия Геннадиевича: «Возможна ли установка на борту мобильного телефона-автомата?». На что он ответил: «Будет телефон-пулемет, - но потом добавил, - мы подумаем». А моя мысль лихорадочно работала дальше: нельзя ли установить мобильный телефон-автомат в туалете? Тогда звонящий не будет тревожить соседей. А чтобы он не засиживался – разговор ограничить 3 минутами. Я поделился своей идеей с менеджером «Аэрофлота». И если узнаю, что мою идею реализуют, потребую вознаграждение как за рацпредложение. Доказательством моего авторского приоритета будет эта публикация.
Конечно, не возбраняется воспользоваться интернет-телефонией, но как сказали связисты, качество связи будет неважным. Все-таки это не высокоскоростной канал передачи данных. Будем надеяться, что концу года голос прорежется и сбудется мечта делового народа. Потому, что лучше нет красоты, чем позвонить с высоты.
Автор Валерий Родиков
Источник: newcland
|