В планах хозяйственного освоения Кавказского региона нельзя не учитывать тревожные прогнозы ученых-вулканологов
Виталий Головачев, обозреватель «ЭБ»Не верьте солидным энциклопедическим словарям, в том числе изданным недавно, которые сообщают, что двуглавый красавец Эльбрус – вершина потухшего вулкана. Это не так. Оказывается, вовсе и не потухший он, а, как показали серьезные исследования ведущих российских институтов и лабораторий, «потенциально активный и весьма опасный вулкан». Более того, специалисты фиксируют все новые грозные признаки того, что Эльбрус после 1800 лет сонного затишья начинает просыпаться.
– И не только он, но и Казбек относится к потенциально активным вулканам, – подчеркнул в начале нашей беседы известный ученый-гляциолог Лев ДЕСИНОВ, руководитель Лаборатории дистанционного зондирования Земли Института географии РАН. – Это очень серьезно. Трагедия в Кармадонском ущелье, произошедшая шесть с половиной лет назад, когда под обрушившимся ледником Колка погибли более 100 человек, возможно, является предвестником будущих более масштабных катастроф. Об этом почему-то нечасто говорят за рамками узких научных обсуждений. Может, не хотят пугать жителей расположенных на Кавказе и в предгорьях населенных пунктов, а также туристов? Если так, то это неправильная политика… Действительно, свести все к чисто научному спору ученых не получается. Ведь если Десинов прав, то требуется серьезно пересмотреть взгляды на экономическое развитие большого и без того не самого спокойного региона России, организовать масштабное и дорогостоящее изучение природных аномалий, включая космическую разведку. Все это хлопотно, из разряда тех проблем, которые так и тянет отложить на потом, до лучших времен. Поэтому в таких случаях всегда есть соблазн для власти дежурно обвинить ученых в нагнетании обстановки и в поиске «жареных» фактов. Между тем факты, которые приводят в своих выводах Десинов и многие его коллеги, действительно жареные, без всяких кавычек.
Чиновники замалчивают правду об обрушении ледника Колка Лаборатория дистанционного зондирования, возглавляемая Десиновым, получает ежегодно для детальных исследований более 35 тыс. снимков Земли, сделанных с борта Международной космической станции. Руководитель этого научного подразделения – один из крупнейших специалистов по пульсирующим ледникам (это те, которые то наступают, то отступают, отличаясь при этом особо коварным нравом). Не случайно Министерство по чрезвычайным ситуациям привлекло именно Льва Васильевича в качестве главного московского эксперта при расследовании причин трагедии в Кармадонском ущелье. Но, увы, общего языка ученый и сотрудники МЧС найти не смогли.
Дело в том, что представители Министерства по чрезвычайным ситуациям в сентябре 2002-го поспешили доложить руководителям страны скороспелую и, как позже выяснилось, не вполне достоверную версию обрушения Колки, выдвинутую сгоряча работающими на Кавказе местными специалистами. Они объясняли причины катастрофы так: на ледник сверху рухнула колоссальная глыба, состоявшая изо льда и скальных пород. И это, по их мнению, был главный фактор, приведший к трагедии. Мощный удар вытолкнул ледник вниз. Он устремился в ущелье, сметая все на своем пути...Министерские чиновники сразу же поверили в такое объяснение. Единственный человек, который после обследования с борта вертолета Кармадонского ущелья выступил против такого однозначного вывода, был Десинов.
Добытые в ходе последующих многомесячных исследований факты подтвердили обоснованность его сомнений. Приведем несколько аргументов. Краснодарские туристы Ольга Неподоба, Дмитрий Солодкий и другие побывали на Колке как раз перед катастрофой и сделали фотографии, имеющие, как теперь оказалось, большое значение для установления истины. Снимки неопровержимо доказывают: колоссальных ледяных глыб, упавших на Колку, не было на склонах близлежащих гор уже за три недели до трагедии. Значит, не этот удар стал последним «выстрелом». А что же?На Колке действовало сразу пять (редчайший случай) мощных факторов, каждый из которых через какое-то время мог привести к обрушению. Это и необычно большое количество осадков в тот период, и почти 20-кратная (по сравнению с прежними среднегодовыми приростами) прибавка ледяной массы Колки всего за несколько месяцев, прежде всего за счет обрушений... Но непосредственным «спусковым крючком» в сентябре 2002-го, уверен Десинов, стало явление, имеющее прямое отношение к теме нашей беседы – скрытая в глубинах горных массивов вулканическая деятельность. Как следствие – разогрев горных поверхностей. Естественно, появилась прослойка воды между ледником и скальным ложем. Когда вулканическая деятельность, взрывы газов, удары и толчки накопили некую критическую массу, водяная прослойка стала решающим импульсом, который воздействовал на Колку.
Дополнительную ценнейшую информацию дали снимки с американского спутника «Ландсат», сделанные за восемь с половиной часов до катастрофы. К сожалению, они попали к нашим специалистам уже после трагедии. Фотографии запечатлели удивительное явление: в тылу Колки видны набухшие ледяные купола, надутые вулканическими газами. Лед просто выгибался под мощным напором потоков, прорывавшихся сквозь породу.– Появились не только купола, но перекосило и весь огромный ледник, – продолжает мой собеседник. – Широкое ледяное поле было уже не горизонтальным, а наклонным. Левый край поднялся метров на 50. Это тоже произошло под действием газов. Они, кстати, проходили и сквозь вертикальную горную стену высотой с километр, поднимавшуюся над Колкой. И здесь происходил разогрев. Стена покрылась «потом». Камни сыпались вниз, на ледник, несколько месяцев. Наконец, еще один важный факт: с 19 по 20 сентября 2002-го наземные станции зафиксировали более 10 сейсмических событий.
…Трое охотников оказались поблизости от тех мест незадолго до обрушения Колки. Один из них – Александр Царахов, житель поселка Джимара, позже рассказал ученым: «То и дело раздавались глухие взрывы. А ночью нас подбросило, и мы, испугавшись, побежали вниз. Гул и тряска нарастали. Было очень тревожно…» Двоим удалось спастись, они жили в другой долине, а их товарищ позже погиб в селевом потоке. Казалось бы, какие еще нужны доказательства в пользу решающей роли вулканического фактора? Свидетельств более чем достаточно. Так-то оно так, но…
– Разве могут чиновники публично признаться, что ввели в заблуждение руководство страны? – задает риторический вопрос Десинов. – Нет, конечно. Вот они и продолжают настаивать на весьма шаткой, уже опровергнутой рядом фактов так называемой ударной версии. В министерских документах она и сегодня фигурирует как истина в последней инстанции. Кстати, и те специалисты, которые сгоряча выдвинули ее, тоже не хотят признаться в своей ошибке. Более того, кто-то готов даже на неприглядные, неприемлемые для исследователя поступки. Я был шокирован, когда узнал, что туристам, побывавшим в горах перед трагедией, предлагали уничтожить их снимки, негативы и забыть об увиденном…Но если закрывать глаза на очевидные факты, если игнорировать мнение авторитетных ученых и не признавать, что Колку столкнул в долину именно просыпающийся вулкан, то во властных кабинетах могут запросто прозевать и приближение более масштабного, суперкатастрофического извержения самого Эльбруса. А это вовсе не такое уж утопическое предположение.
«Особую опасность представляет быстрое таяние льда»
Многие специалисты считают Эльбрус одним из самых потенциально опасных вулканов на территории нашей страны. За свою долгую историю он много раз выбрасывал гигантские потоки раскаленной лавы, которые стекали то по южному и западному склонам, то по северному. После каждой серии мощных извержений вулкан надолго засыпал. Сначала периоды затишья длились примерно по 50 тыс. лет, потом этот интервал сократился до 1,5–3 тыс. Последние три извержения, как показали исследования застывших лавовых потоков, происходили 6 тыс. лет назад, более 3 тыс. и 1,8 тыс. лет. Тенденция ясно указывает на то, что новое извержение может произойти уже в нынешнем веке. Одни специалисты полагают, что у нас еще есть в запасе несколько десятилетий или даже столетий, но другие предупреждают: опасность нарастает с каждым годом, вулкан быстро просыпается и рвануть может гораздо раньше. Во время прежних извержений Эльбрус наглядно показал свою мощь. Слой пепла толщиной до 70 сантиметров (почти до бедра!) обнаружен за 700 километров – вдоль левого берега Волги между Ахтубинском и Астраханью.
– Особую опасность представляет быстрое таяние льда в период извержений, – поясняет Десинов. – На Эльбрусе 11 кубических километров льда. Для сравнения: если он весь растает, то воды будет столько, что хватило бы затопить, например, Москву в пределах МКАД 10-метровым слоем. Над водой оставались бы только четвертые и более высокие этажи. При извержении Эльбруса гигантские потоки теплой талой воды обрушатся вниз и затопят обширные территории Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии… Многометровый по высоте вал будет обладать страшной разрушительной силой. Он накроет и стремительно уничтожит десятки населенных пунктов. Вот почему так важно тщательно следить за пробуждением вулканов и своевременно эвакуировать население из опасных зон…Три года назад американский спутник Terra передал на Землю фотографии извержения вулкана Белинда (1370 метров) в Антарктике на острове Монтегю, покрытом толстым слоем льда. Особый интерес специалистов, по сообщению Live Science, был вызван тем, что впервые удалось наблюдать, как вырывается огненная стихия из-под ледяного панциря. Лава, словно гигантский водопад, стекала в океан. «Раскаленный докрасна поток образовал реку шириной 90 метров, которая движется со скоростью несколько метров в секунду, увеличивая площадь острова в северной его части», – комментировал происходившее британский ученый доктор Джон Смели. Можно представить, какие катастрофические последствия для всего юга России принесет извержение Эльбруса.
За вулканами на Кавказе уже многие годы наблюдают специалисты почти десятка российских научных центров и лабораторий. Это академические институты геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии; физики Земли; вулканологии и сейсмологии Дальневосточного отделения РАН в Петропавловске-Камчатском; географии; Геофизическая служба Российской академии наук и др. Исследования ведутся широким фронтом. Изучают состав и происхождение горных пород. С помощью спутниковых систем производят GPS-измерения скорости вертикальных и горизонтальных перемещений земной коры. Дистанционным зондированием в инфракрасных лучах определяют температуру. Словом, геохимические, изотопные, геофизические, спутниковые исследования, гелиевая съемка позволяют заглянуть в подземное царство, а также постоянно отслеживать изменение гляциологической обстановки на склонах гор. Раскаленная лава рвется наружу
Важным событием в свое время стало обнаружение российскими учеными под Эльбрусом вулканической деятельности. Об этом рассказывает Лев Десинов: – Когда речь идет о вулканах, различают два вида магматических образований. На глубине нескольких десятков километров располагается первый, так называемый материнский очаг, который в период активности вулкана является неутомимым поставщиком магмы наверх. Она пробивается по трещинам и каналам во вторую камеру, находящуюся сравнительно недалеко от поверхности земли. Так вот, под Эльбрусом есть оба упомянутых подземных образования. При этом верхняя вулканическая камера имеет форму груши. Высота ее – около 7 километров, максимальный диаметр – 9. Уходя вверх, камера сужается до 1 километра. И от верхней точки до поверхности земли остается всего полтора километра. А материнский магматический очаг расположен на существенно большей глубине – от 20 до 40 километров. Таким образом, налицо классическая внутренняя структура вулкана. О том, что он непотухший, свидетельствует и высокая температура магмы. Она разогрета в верхней вулканической камере под Эльбрусом до 1000–1100 градусов. Между прочим, исследования в различных регионах мира показали, что температура изливавшейся в разное время огненно-жидкой лавы составляла 700–1400 градусов. То есть Эльбрус, как видим, дозревает быстро.
Коллега Льва Десинова – ведущий научный сотрудник Института географии, доктор наук, гляциолог Владимир Михайленко привез из очередного похода в горы интересный снимок. Началась эта история лет семь или восемь назад, когда участники восхождения обнаружили на высоте более 5 тыс. метров необычную поляну. В огромном белом покрывале, окутывающем горы, странно смотрелся свободный ото льда и снега небольшой участок каменистого склона. Самое удивительное, что в этом месте поверхность горы была теплой. Со временем проплешина понемногу увеличивалась. И вот два гляциолога решили полежать, погреться на поляне. Этот момент и запечатлел Иван Лаврентьев. Такие теплые островки на Эльбрусе наглядно сигнализируют: в подземной кухне процессы идут все более интенсивно.А насколько теплее становится внешнее поле вокруг горы? Что показывают измерения, осуществляемые из космоса с помощью инфракрасного излучения? – Информация, которую мы получаем со спутников, подтверждает: температура в термальном поле продолжает увеличиваться, – сообщил нашему журналу заведующий лабораторией Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии, доктор технических наук, профессор Александр Веселовский. За последние годы прирост составил 1,5–2 градуса. Это в среднем. Если же посмотреть на конкретные участки, то контраст оказывается очень большим. «Острова тепла» имеют температуру на 10–15 градусов выше, чем отстоящие на 15–20 километров холодные ледяные поля. Некоторые теплые проплешины растянулись уже на 400 и даже 500 метров. И еще: время от времени появляется сильный запах сероводорода. Эти признаки означают одно: огненная лава здесь рвется к поверхности, выталкивая впереди себя газы.
А под Казбеком вулканический механизм, как казалось еще недавно, раскручивается не столь интенсивно. Однако обрушение ледника Колка, располагавшегося на северном склоне Казбека, заставляет и к этому горному массиву проявлять повышенное внимание. – Магматический очаг с температурой 1000 градусов, по данным геофизиков, находится на глубине от 5–7 до 1–2 километров точно под скальным ложем, на котором прежде покоилась Колка, – подчеркивает Десинов. – Выходит, первый тяжелый удар нанес именно Казбек, а не Эльбрус. И вообще, на мой взгляд, нельзя делить потенциально активные вулканы на «не очень опасные» и «более опасные»... Да, никто сегодня не способен дать точный прогноз, когда проснется спящий великан. Это может произойти и через 50 лет, и через полгода. Значит, надо отнестись к этой проблеме с максимальной серьезностью. Речь идет о жизненно важной, государственной задаче, решение которой требует комплексного подхода, мобилизации всех имеющихся научных сил и немалых финансовых ресурсов. Но пока у нас каждый институт работает по своему плану. Нет ни единого банка данных, ни четкой координации, ни продуманной, эффективной общей программы, ни должного финансирования. Неужели надо дожидаться еще одной трагедии в горах?
Автор Виталий Головачев
Источник: ekonbez
|