ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ
Чтение – один из самых «трудоемких» способов восприятия информации.
Во-первых, текст необходимо прочитать. Это, как минимум, подразумевает наличие места, где можно на нем сосредоточиться, и наличие времени, достаточного для прочтения.
Во-вторых, текст еще необходимо понять и осмыслить, то есть, соотнести с уже имеющейся суммой знаний и информации.
И только после этого человек может сформировать свой отклик – реакцию на прочитанное.
И это не считая дополнительных усилий по внутреннему проговариванию и мысленному созданию зрительных образов.
Аудиовосприятие информации менее требовательно к месту и времени. Процесс может происходить параллельно с другой деятельностью, например, управлением автомобилем. Остается только понимание и осмысление, но и это не всегда обязательно. Иногда эмоциональный отклик вызывает просто звучание неизвестной речи.
Визуальное восприятие – самое «легкое» и самое быстрое из всех. (Не случайно возникла поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»). Специальные исследования показали, что пользователь может сформировать свое впечатление о сайте в течение 50 миллисекунд. Другой пример. Вот здесь приведен одиннадцатиминутный ролик о причинах ипотечного кризиса в США. По информативности он эквивалентен статье, на чтение и понимание которой уйдет 25–30 минут. Поэтому нет ничего удивительного, что восприятие информации медленно, но уверенно дрейфует в сторону «облегченных» вариантов.
На самом деле, эта тенденция начала проявлять себя еще на заре появления фотографии и кинематографа. Романы XIX века переполнены многостраничными описаниями природы. Но, как бы талантливо они ни были исполнены, по уровню воздействия, а самое главное – по адекватности, они проигрывали визуальному образу. Осознав неизбежное, литература сосредоточилась на действии и диалогах, оставив визуализацию другим видам искусства. Аналогичный тренд, правда со значительной задержкой, настиг и текстовые СМИ. Заставка в виде фотографии или рисунка стала неотъемлемым элементом оформления, и даже появился целый класс пользователей, которые не обращают внимания на материалы, таких заставок не содержащие.
ТЕКСТОВЫЕ СМИ СЕГОДНЯ
Когда мы говорим о печатных СМИ, то, прежде всего, подразумеваем текстовые издания на бумажных носителях с фотографиями и инфографикой. Стандартная схема монетизации – реклама. То есть, по умолчанию предполагается, что среди читателей газеты или журнала окажутся потенциальные клиенты, которые хотят и могут купить предлагаемый товар. Но существует ограничение, накладываемое налоговым законодательством. Если информация о товарах и услугах занимает в издании более 40% площади, то таковое относится к рекламным и его доходы облагаются по повышенной ставке.
При этом наблюдается определенный парадокс. Реклама в телевизоре «оплачивает» бесплатный показ передач. Но вот почему за собственные деньги читатель должен приобретать балласт в виде 2/5 издания, не совсем понятно. Электронные СМИ пока по большей части являются либо калькой формата печатных газет и журналов, либо слабо систематизированным набором информации. А включение в материалы аудио и видео, носит, скорее, эпизодический, чем системный характер.
СМИ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ
В словосочетании «средство массовой информации» главным является последнее слово – «информация», и совершенно неважно, каким образом она доносится до пользователя.
Попробуем применить тренды технического прогресса к печатным и электронным информационным СМИ. Первый тренд – увеличение степеней свободы – будет, прежде всего, проявляться в отказе от бумажных носителей. Аналогично процессам, происходящим сейчас в книжной индустрии Китая, читать газеты и журналы на бумаге станет немодным, особенно среди молодежи. И эта тенденция будет только нарастать с появлением дешевых сенсорных панелей и адаптированных под них изданий. Кроме этого, свою лепту внесут и экологи. Одноразовое потребление бумаги становится слишком большой экологической роскошью.
Следующая тенденция – индивидуализация – выльется в создание персонифицированных СМИ. В современных газетах и журналах читателей редко интересует более 30–40% информации, а значит, остальной материал для них – балласт. Переход на электронный формат позволяет создавать индивидуальные СМИ, состоящее только из интересующих конкретного потребителя материалов.
Но персонификация требует «переизбытка» материалов. Если сейчас редакция, к примеру журнала, готовит раз в месяц набор статей, предназначенный для всех читателей тиража, то чтобы учесть интересы множества групп пользователей, пусть даже и в рамках заданной тематики, придется выстраивать «информационную пирамиду». В ее основании должны находиться ресурсы (блоги, новостные агрегаторы) с многократным обновлением в течение дня. Выше идет уровень систематизации в виде справочников, энциклопедий и аналогичных изданий. Он играет, хотя и вспомогательную, но весьма важную роль. И, наконец, замыкает пирамиду сам журнал, который разбиваясь на множество поджурналов, дает более развернутые версии материалов, вызвавших интерес на предыдущих уровнях пирамиды. Возможен даже вариант «непрерывного» журнала, статьи в который добавляются несколько раз в неделю.
В построении «информационных пирамид» конкурентным преимуществом будут обладать, прежде всего, производители эксклюзивного контента (телеканалы, крупные редакции, информационные агентства). Вполне возможно, что со временем на рынке останется всего несколько игроков (3–4), которые будут полностью удовлетворять спрос пользователей на разнообразную информацию, причем в персонифицированном виде.
Тренд универсализации проявится, прежде всего, в соединении текста с аудио и видеоформатами. В статье про интерактивные книги описывался роман, где к каждому эпизоду был «прикреплен» соответствующий фрагмент снятого по нему фильма. И это не считая чата, в котором можно сразу же обменяться мнениями по поводу прочитанного.
Другой пример соединения форматов приведен в прикрепленном к статье видеоролике. В нем на примере журнала «Wired» наглядно показывается, какие преимущества дает перевод издания в электронный вид.
Текстовая основа СМИ в большинстве случаев, конечно же, останется, но потребляться она будет не только через чтение, но и через аудиовоспроизведение и комментарий к видео, как это наглядно продемонстрировано в уже упоминавшемся ролике об ипотечном кризисе в США.
Возможно, изменится и схема монетизации печатных СМИ. Повсеместное распространение рекламного аудита позволит выявить реальную стоимость размещения рекламы на основе отклика на нее. А создание специализированных тематических товарных ресурсов переведет другие каналы донесения информации до потребителей (прежде всего журналы и газеты) в разряд маргинальных. В этой ситуации одним из главных источников дохода может стать плата за персонификацию контента. Тем более, что пользователь готов за это платить и ему понятно, за что он отдает деньги.
АУДИО-СМИ
Существующие радиостанции используют либо эфирное, либо интернет-вещание. В подавляющем большинстве случаев они представляют собой музыкальные станции с небольшими блоками информации.
Схема монетизации – рекламная, но в интернете успешно опробована еще и модель подписки.
Если посмотреть на аудио-СМИ с точки зрения потребления, то большая часть из них слушается в фоновом режиме и главная их задача – подавление окружающего шума. Гораздо реже радиостанции используются для получения информации. Если применить к аудио-СМИ тренды технического развития, то основным также будет персонализация. Уже сейчас успешно опробованы форматы (Last.fm), когда пользователь, отметив понравившихся исполнителей, получает список музыкантов, играющих в том же стиле.
Персонализация, опирающаяся на рекомендательные сервисы, также как и на ТВ, сделает бессмысленным множественность станций. На своей индивидуальной радиостанции пользователь будет слушать только то, что ему хочется. Возможно даже появление дешевых вариантов неэфирного вещания, когда с утра человек скидывает на флэшку подобранный для него контент и затем прослушивает его по дороге на работу. Такое вещание не требует ни выделенных частот, ни системы трансляции сигнала, а оперативную доставку новостей конкретному пользователю можно осуществить через мобильный интернет.
Одновременно с персонификацией будет происходить расширение аудиоформата. Аудиовещание сможет включать в себя и озвучивание журнальных и газетных статей, и лекции, и еще множество других форматов, которые сейчас не представлены на рынке из-за требования массового охвата аудитории. Аналогично другим видам СМИ, вероятно, изменится и модель монетизации. Либо это будет глубоко таргетированная реклама, учитывающая потребности и интересы конкретного человека. Либо основой станет подписка на индивидуальные радиостанции.
ЧТО В ИТОГЕ
В принципе, в СМИ нас ожидает появление модели взаимодействия с потребителем, которая давно опробована в торговле. Есть массовая одежда, производимая большими партиями, а есть одежда, сшитая на заказ. И пользователю не надо объяснять, почему вторая стоит дороже первой.
Статусность – одна из самых сильных мотиваций в современном обществе, и очень быстро индивидуальное потребление станет неотъемлемым ее элементом. А ТВ, журнальный, радиопрофиль будет такой же визитной карточкой человека, как сейчас профиль в социальных сетях.
Автор Александр Фельдман
Источник: slon
|