Не нужно быть специалистом, чтобы сказать: сон необходим нам для отдыха и усвоения полученной информации. Но как насчет сновидений? Для чего они снятся?
Действительно, этот вопрос остается почти полной загадкой. Одни ученые полагают, что переживания, которые мы испытываем во время сновидений, приготовляют наш организм и психику к повторению таких ситуаций в реальности. Другие склоняются к тому, что сновидения каким-то образом необходимы нам для нормальной работы механизмов памяти.
Множество исследований достоверно показали, что в периоды сновидений мозг наш работает так же интенсивно, как и при бодрствовании. Есть ряд достоверных свидетельств тому, что в это время происходит консолидация памяти, перевод воспоминаний из кратковременной в долговременную память.
К примеру, ставились такие эксперименты. Грызунов заставляли бегать по лабиринту, а после того, как они засыпали, снимали данные об активности их мозга. Оказалось, что нервные клетки ихгиппокампа, области мозга, играющей ключевую роль в механизмах памяти, в это время активны. Причем активность эта развивается по схемам, почти идентичным активности, замеченной в ходе прохождения лабиринта. Мозг как бы проигрывал переживания повторно, однако действительно ли грызуны видели тот же лабиринт во сне, или нет – рассказать они не могли.
Видимо, поэтому гарвардские нейрофизиологи Эрин Уомсли (Erin Wamsley) иРоберт Стикголд (Robert Stickgold) решили провести схожий эксперимент с более разговорчивыми созданиями, добровольцами, студентами своего университета. Для начала их усаживали перед компьютерами, и на протяжении 45 минут участники опыта играли в несложную игру по прохождению лабиринта. В ходе этого процесса ученые проверяли, насколько лабиринт запомнился, спрашивая добровольцев о каком-либо предмете, встреченном ими в лабиринте, и прося найти путь до него из разных стартовых точек.
Затем из 99-ти добровольцев было отобрано 50, которые получили возможность вздремнуть, а остальные расслаблялись за просмотром кино, при этом у спящих постоянно снимались данные о мозговой активности. Часть из них ученые будили сразу после сновидения, чтобы расспросить их о том, что им приснилось, а части дали проснуться самостоятельно. Наконец, всем 99-ти участникам снова давали задания по прохождению лабиринта.
Все те, кому удалось немного поспать, продемонстрировали более уверенное и быстрое ориентирование в лабиринте, чем те, кто все это время смотрели кино. Это, в общем-то, неудивительно. Но интересно то, что из спящих четверо рассказали, что видели лабиринт во сне – и их результативность возросла особенно существенно: скорость прохождения лабиринта увеличилась в 10 и более раз сильнее, чем у остальных, даже спавших добровольцев.
Хотя эти четверо говорили о том, что во сне видели лабиринт или даже слышали сопровождающие его прохождение фоновые звуки компьютера, Роберт Стикголд отмечает, что эти сновидения не были точным воспроизведением прохождения лабиринта. По мнению ученого, процесс является не машинальной записью произошедших событий, а скорее помещением их в контекст уже имеющихся знаний, организацией связей и т.д. К примеру, один из видевших лабиринт во сне студентов вспоминал, что, помимо лабиринта, ему снилась полная летучих мышей пещера, которую он посетил несколькими годами ранее. Стикголд поясняет: «Как будто мозг пытается понять, что из предыдущего опыта может оказаться полезным для того, чтобы легче проходить этот лабиринт в будущем?»
Кстати, знаете ли вы, что, по мнению некоторых специалистов, все разнообразие наших сновидений исчерпывается 12-ю универсальными сюжетами? Все их мы перечислили в заметке «Сны о чем-то большем».
Источник: popmech
|