Дрейфующая научная станция СП-37 готовится к завершению работы в Арктике.
В начале лета спецрейс атомного ледокола Росатома снимет 15 российских полярников с дрейфующей научной станции «Северный полюс-37» (СП-37). «Ледовую платформу под СП-37 в акватории так называемого Амеразийского суббассейна мы выбрали весьма удачно, – сообщил представитель Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ, Санкт-Петербург) и руководитель высокоширотной арктической экспедиции Владимир Соколов. – В начале дрейфа, стартовавшего 7 сентября 2009 года, размеры льдины достигали площади 12 на 13 километров, при этом толщина льда местами доходила до нескольких метров. Сейчас дрейф СП-37 пролегает в Канадской котловине на 81 градусе северной широты».
В последнее время ледяное поле станции попало в дрейфораздел. Из-за резкого изменения градиентов скорости дрейфа, льдины уменьшились в размерах, и в них начали образовываться трещины. Площадь ледовой платформы сократилась в несколько раз до размеров, недостаточных для деятельности полярной станции. Динамические процессы в районе станции СП-37 продолжаются, поэтому принято решение снять лагерь полярных исследователей со льдины.
По словам руководителя станции СП-37, запланированные исследования по изучению взаимодействия океана и атмосферы, несмотря на форс-мажорные обстоятельства, полярники выполняют в штатном режиме. Для ледовой разведки и метеорологических исследований участники экспедиции производят запуски беспилотного летательного аппарата отечественной конструкции. Передача информации с аппарата происходит в синоптические сроки в государственную систему телекоммуникации Росгидромета и затем транслируется в международную сеть Всемирной метеорологической организации.
Директор ААНИИ профессор Иван Фролов, рассказывая о работе экспедиции, подчеркнул: «Программные исследования на СП-37 логически развивают комплексное научное освоение высокоширотной Арктики. Это весьма важно из-за происходящих климатических изменений. Сегодня необходимо постоянно следить за экологическим состоянием Арктического бассейна и системы «атмосфера – ледяной покров – океан» в реальном времени с учётом метеорологических, ледовых, гидрофизических, геохимических, биологических параметров».
Станция «Северный полюс-37» – шестая российская дрейфующая станция с момента возобновления в 2003 году (после двенадцатилетнего перерыва) российского присутствия в ледовых просторах Арктики. Первая советская дрейфующая станция «Северный полюс» была открыта в мае 1937 года и завершила работу в феврале 1938-го. Тогда экспедиция состояла из четырёх человек во главе с легендарным Иваном Папаниным. В составе первой экспедиции был Евгений Фёдоров, известный полярник, будущий академик, в честь которого назван флагман полярного флота «Академик Фёдоров».
Дрейфующая станция «Северный полюс-2» открылась в 1950 году. Её начальником стал Михаил Сомов, в честь которого назван другой флагман российского полярного флота, электроход «Михаил Сомов». Затем советские станции открывались ежегодно. Рекордсменом по продолжительности работы оказалась станция «Северный полюс-22». Она дрейфовала около девяти лет и закончила работу в 1982 году. Последняя станция советского периода СП-31 прекратила существование в 1991 году. Технология создания и поддержания деятельности дрейфующих станций «Северный полюс» по праву считается российским "ноу-хау".
Автор Михаил Никифоров
Источник: vz
|