Японское космическое агентство Jaxa готовится к запуску ракеты-носителя H-2A на предстоящей неделе. На борту ракеты находятся два космических аппарата: первый должен будет отправиться на изучение Венеры, второй - концептуальное устройство на инновационном солнечном парусе. В Jaxa говорят, что на сегодняшний день оба аппарата в сложенном состоянии в носовой части ракеты.
Старт ракеты ожидается в 0:44 мск в предстоящий вторник со стартовой площадки Танегашима на юге Японии. В ближайшие сутки ракету установят на стартовой площадке, а за несколько часов до старта заправят компонентами охлажденного сжиженного водорода и кислорода. Предстоящий старт должен стать 17-м стартом ракеты H-2A в истории японской космонавтики.
Согласно циклограмме полета ракеты, первым от ускорителя будет отсоединен спутник, который отправится на исследования Венеры. Когда спутник прибудет к указанной планете, то из его корпуса будет извлечен основной аппарат и несколько венерианских микроспутников. Японский исследовательский аппарат Акацуки должен будет прибыть к Венере в декабре этого года.
На борту Акацуки находятся шесть научных аппаратов, предназначенных для разнообразных атмосферных исследований. Спутник выйдет на экваториальную орбиту вокруг Венеры с удалением около 75 000 км от планеты. По расчетам японских ученых, именно такая высота является оптимальной для исследования Венеры.
Что касается второго аппарата, то он призван продемонстрировать возможность работы в космосе энерготехнологий нового поколения. Неофициально новый спутник получил название "космическая яхта".
В Jaxa рассказывают, что создание высокотехнологичного 20-метрового паруса обошлось в 1,5 млрд йен или 16 млн долларов. На этапе запуска спутника "парус" будет сложен и спрятан внутри аппарата, однако когда спутник будет выведен на заданную орбиту, специальная система полностью развернет парус.
Гибкий и легкий космический парус спутника покрыт пленкой, но без учета толщины пленки толщина паруса составляет всего 32,5 микрометра, что примерно вдвое тоньше человеческого волоса. В Университете города Киото, где шли основные разработки космического паруса, говорят, что их технология имеет все шансы однажды полностью заменить все альтернативные технологии питания спутников. Одним из главных преимуществ новой технологии является ее возможность питать электричеством любые спутники на любых орбитах.
"Солнечные пленки имеют внушительный потенциал для использования в повседневной жизни, так как их производство экономически оправдано. Подобные пленки могут быть на чем угодно, даже на одежде людей", - говорит Хироаки Бентен, инженер из Университета Киото.
В космосе солнечный парус должен работать по тому же механизму, что и на море обыкновенный парус, правда в космосе вместо обычного ветра будет задействована сила ветра солнечного - потока заряженных частиц, которые с очень высокой силой выбрасывает наше светило. Триллионы фотонов будут улавливаться крошечными зеркалами паруса и превращаться в электричество. В дальнейшем это электричество может применяться для маневрирования спутника или выполнения его работы.
Импульсы, которые будут улавливаться в результате "ударов" фотонов будут передаваться космическому кораблю, который в свою очередь сможет развивать скорость. Как полагают ученые, при помощи солнечных парусов корабли смогут развивать более высокую скорость, нежели в случае с химическим топливом, таким образом, перспектива межпланетных путешествий и изучение самых дальних планет Солнечной системы становится вполне реальной.
Помимо этого, солнечные паруса могут использовать ионный выброс от традиционных спутников. Генерация электричества происходит за счет ионизации газа. Сейчас рабочие технологии солнечных парусов есть у России и США.
Что касается спутника Ikaros, то он должен будет проработать в космосе не менее полугода, после чего Jaxa исследует результаты работы и попытается запустить спутник на базе такого же "двигателя" к Юпитеру.
Источник: CyberSecurity
|