Силовая установка одного из самых популярных гибридов в России - роскошного кроссовера Lexus RX450h состоит из комбинации эластичной V-образной шестерки объемом 3.3 литра и двух электродвигателей. Особенность бензинового мотора автомобиля обычно формулируется непонятным для чайников (а порою и для того, кто рассказывает о нем) словосочетанием «двигатель, работающий в цикле Аткинсона». Кто такой Аткинсон и причем тут гибридный привод?
Давным-давно некий британский инженер-моторостроитель Джеймс Аткинсон критически пересмотрел классическую концепцию мотора Отто и понял, что её можно серьезно улучшить. Так, например, у Отто на малых и средних оборотах при частично открытом дросселе из-за разрежения во впускном коллекторе поршни работают в режиме насоса, на что затрачивается мощность двигателя. Кроме того, при этом затрудняется наполнение камеры сгорания свежим зарядом смеси. Но и это еще не все - при выпуске отработанных газов, которые все еще находятся под высоким давлением, также теряется энергия. Вся она пропадает впустую в недрах глушителя. Прижимистому Аткинсону такие потери показались недопустимым безобразием.
В концепции Аткинсона впускной клапан закрывается не вблизи нижней мертвой точки, а значительно позже. Цикл Аткинсона дает целый ряд преимуществ. Во-первых, снижаются насосные потери, так как часть смеси при движении поршня вверх выталкивается во впускной коллектор, уменьшая в нем разрежение.
Во-вторых, изменяется степень сжатия. Теоретически она остается прежней, так как ход поршня и объем камеры сгорания не изменяются, а вот фактически, за счет запоздалого закрытия впускного клапана, уменьшается. А это уже снижение вероятности появления детонационного сгорания топлива, и следовательно - отсутствие необходимости повышать обороты двигателя переключением на пониженную передачу при увеличении нагрузки.
У Аткинсона двигатель работает по так называемому циклу с увеличенной степенью расширения, при котором энергия отработавших газов используется более длительный период. Это дает возможность более полно использовать энергию отработавших газов, что, собственно, и обеспечивает высокую экономичность двигателя.
Источник: popmech
|