Группа инженеров и исследователей, возглавляемая и ведомая Массачуссетским технологическим институтом, разработала, по заказу НАСА, проекты двух новых пассажирских авиалайнеров, отличающихся нетрадиционной компоновкой и аэродинамическими характеристиками, благодаря чему новые самолеты будут потреблять на 70% меньше топлива, чем современные самолеты, издавать меньше шума и выбрасывать в окружающую среду меньше вредных веществ.
Работы по данному проекту были выполнены в рамках контракта НАСА с бюджетом 2,1 миллиона долларов. Целью данного контракта является разработки и исследования в области ключевых авиационных технологий, таких как передовые конструкции, новые аэродинамические схемы самолетов, двигательные системы и т.п., которые сделают возможным появление более быстрых, более безопасных и экологически чистых самолетов к 2035 году.
Как уже упоминалось выше, было разработано два проекта пассажирских самолетов. Проект самолета D-серии (double bubble), который может транспортировать 180 пассажиров, предположительно предназначается для замены самолетов класса Boeing 737, а 350-местные самолеты H-серии (hybrid wing body) предназначаются для замены самолетов класса Boeing 777, в настоящее время используемых для международных перелетов.
Для увеличения ширины фюзеляжа, вместо использования одной цилиндрической конструкции большого диаметра, инженеры использовали конструкцию, составленную из двух цилиндров меньшего диаметра, что позволило существенно сократить объем и массу всей конструкции. Двигатели самолета были перемещены с традиционного места их расположения в хвостовую часть фюзеляжа, в область с более низкой скоростью движения воздуха, которая создается там при движении самолета. Это позволило сократить количество потребляемого топлива для обеспечения необходимой для полета тяги. Но у такого расположения двигателей есть и отрицательная сторона, создание дополнительных механических напряжений в конструкции самолета и повышенная нагрузка на двигатели, что может привести к уменьшению их ресурса. Но, по заявлению проектировщика Марка Дрела (Mark Drela), все эти недостатки перестают играть значительную роль при скорости движения самолета на 10% меньшей, чем скорость полета Boeing 737. Самолеты H-серии используют большую часть технологий, что и самолеты серии D, но имеют по сравнению с ними большую грузоподъемность и габариты. Эти самолеты построены по аэродинамической схеме гибридного летающего крыла, которая представляет собой широкий фюзеляж, совмещенный с крыльями. Помимо лучших аэродинамических характеристик, такая схема характеризуется большей подъемной силой, что, в свою очередь, избавляет от необходимости балансировки конструкции самолета за счет хвостового оперения.
Большие габариты конструкции самолета позволяю инженерам использовать различные варианты двигательной системы, среди этих вариантов было предложено использование распределенной системы, использующей несколько двигателей небольшой мощности.
В течение нескольких месяцев НАСА рассмотрит оба проекта и может быть выберет один из них для продолжения работ на втором этапе программы.
Источник: dailytechinfo
|