В 1890 году открылось движение по первому в Российской империи железнодорожному тоннелю, который пересёк Сурамский хребет.
Он был построен спустя несколько лет после сдачи в эксплуатацию участка «дисклокации» Квириллы (ныне Зестафони) – Михайлово (ныне Хашури) Закавказской магистрали.
Вопрос о перестройке участка Квириллы – Михайлово был поднят вскоре после его открытия. Железная дорога, проходившая по крутым горным уклонам, оказалась небезопасной для поездов, а из-за вынужденных низких скоростей и эксплуатации составов небольшого веса страдала пропускная способность линии. В 1882 году был представлен проект строительства обходного пути протяжённостью 22 км – более четырёх из них должны были пройти сквозь Сурамский хребет.
К пробивке нижнего направляющего хода тоннеля приступили в 1886 году одновременно с двух сторон. Более полугода работы велись ручным способом. За это время удалось пройти около 500 м. Лишь летом следующего года в ход были пущены буровые машины.
В отдельные сутки это помогало проходить до пяти сажень, что являлось абсолютным рекордом по тем временам. Для сравнения: средняя скорость движения к «цели» составляла 2,5 сажени ежесуточно. Более быстрой проходке мешали сложные горно-геологические условия, скопления газа, вызывавшие взрывы, и грунтовые воды, объёмы которых на западной стороне доходили до 900 тыс. вёдер в сутки.
«Смычка» западного и восточного нижнего хода Сурамского тоннеля состоялась в семь часов утра 12 октябре 1888 года, а открытие движения поездов по новому сооружению – спустя два года.
Это позволило увеличить пропускную способность участка Квириллы – Михайлово почти в два раза. Общая стоимость строительства, в котором приняли участие порядка 2 тыс. человек, превысила 5 млн руб.
Долгое время Сурамский тоннель оставался самым протяжённым в мире, а применяемые при его строительстве технологии широко использовались впоследствии.
Автор Антон Рэков
Источник: gudok
|