На прошлой неделе был сделан очередной важный шаг в развитии космического туризма: рассчитанный на 8 человек – двух пилотов и шесть пассажиров – SpaceShipTwo (SS2) совершил пробный 6-часовой полет с экипажем на борту, правда, не в космос. Машину эту «повозил» над калифорнийской пустыней Мохаве самолет-платформа White Knight Two (WK2), который является ее стартовой «площадкой».
Следующим шагом в испытаниях станет самостоятельный полет SS2 после отделения от самолета-платформы с целью проверки пилотажных и посадочных качеств, после чего уже можно будет переходить к полноценным космическим испытаниям этого суборбитального корабля.
И SS2 и WK2 «выросли» из своих меньших собратьев – SS1 и просто WK1, которые в 2004 году выиграли так называемый X Prize размером 10 миллионов долларов. Напомним, что данный приз должен был достаться тому, кто построит на частные средства первый практически пригодный трехместный космический корабль (один пилот + два пассажира) для туристов и совершит на нем два полета в течение двух недель на высоту не менее 100 километров. Во всех трех полетах на борту SS1 был только один пилот, однако условия конкурса позволяли замену туристов их весовыми эквивалентами. Всего же за X Prize боролись около двадцати групп конструкторов из разных стран, в том числе Англии, Канады, Германии, России (проект «Космополис XXI») и Аргентины.
Успех SS1 вдохновил тех, кто хотели сделать космический туризм более доступным, чем классические «экскурсии» на МКС (если первый космический турист Денис Тито заплатил в 2001 году за свой полет порядка $12 миллионов, то стоимость полетов Ричарда Гэрриотта и Ги Лалиберте дошла в 2008-2009 годах уже до $30-35 миллионов). Желающим отправиться в космос на SS2 придется выложить «всего» $200 тысяч.
Вот как будет проходить полет: SS2 под «брюхом» WK2 выйдет на стартовую позицию в атмосфере на высоте порядка 15 километров, после чего по уже отработанному в полетах SS1 сценарию отделится от самолета-платформы, разгонится до скорости свыше 4 500 километров в час, поднимется на высоту около 110 километров, а затем спустится на Землю. Вся миссия от взлета до посадки продлится около 2,5 часов. На высоте свыше 100 километров пассажиры корабля смогут обозревать Землю до 1 000 миль (1 609 километров) с каждого борта. Пилоты, двигаясь на скорости близкой к скорости сваливания (минимальная скорость, на которой летательный аппарат может продолжать полет в воздушной среде) смогут удерживать SS2 на высоте порядка 100 километров в течение 30 минут. Все, кто совершат эту миссию, будут по американским критериям автоматически считаться астронавтами (для этого нужно подняться на высоту более 50 миль [или 80 километров] над Землей). Правда, по критериям «Международной федерации аэронавтики», расположенной в Лозанне, в Швейцарии, граница атмосферы и космоса проходит на высоте более 62 миль (100 километров), но SS2 сможет преодолеть и этот рубеж.
Определенные усилия в области создания туристических «суборбитальников» предпринимаются и в России. Существует проект «Космополис XXI». Он представляет из себя ракетоплан, «забрасываемый» на суборбитальную траекторию наподобие SS1 и SS2 на «спине» летающей платформы. В роли таковой выступает самолет М-55 «Геофизика», созданный конструкторским бюро имени В.М. Мясищева. Коллектив разработавший «Космополис» даже участвовал в розыгрыше X Prize, правда, без особого успеха. Проект этого туристического ракетоплана имеет шансы на реализацию лишь в случае адекватного финансирования, которого у него пока нет.
Однако, несмотря на это, в 2008 году КБ Мясищева завершило разработку технико-экономического обоснования (ТЭО), связанного с созданием более крупного корабля для космического туризма. ТЭО разрабатывалось на основании контракта с крупной российской компанией для обеспечения космического туризма с использованием тяжелого транспортного самолета 3М-Т в качестве носителя космического модуля.
Источник: CyberSecurity
|