На Марс люди в прошлом уже неоднократно отправляли разнообразные спускаемые аппараты, вездеходы и орбитальные спутники. За последние 30 лет здесь побывало почти полтора десятка разных устройств, изучавших и метановые выбросы в атмосфере планеты, и полярные шапки Марса и искавшие следы жизни. Теперь исследователи из Научного центра НАСА в городе Хэмптоне, говорят, что можно было бы отправить на Марс роботизированный самолет, который бы смог с одной стороны исследовать всю планету как орбитальный аппарат, но сделать это на высоте, сопоставимой с марсоходами.
Джоэль Левин, специалист по атмосферным исследованиям, говорит, что "марсолет" мог бы разрешить многие загадки, которые сейчас стоят перед современной наукой. "Планируемый аппарат должен будет парить на высоте около 1,6 км, преодолевать сотни километров, собирать фото- и видео-данные и сканировать поверхность в различных диапазонах", - говорит ученый.
По словам Левина, самолет должен объединить в себе все преимущества марсоходов, но с другой стороны он сможет преодолевать огромные расстояния, которые ни одному марсоходу никогда не преодолеть.
Пока проектируемое устройство известно под названием ARES или Aerial Regional-Scale Environmental Surveyor. Над ним работают около 250 различных специалистов - от проектировщиков до менеджеров. Сейчас у команды исследователей есть рабочий прототип самолета, который пока не поднимался в воздух. Длина прототипа 5 метров, размах крыльев - 6,5 метров. Сделан он из легкого полимерного углеродного материала. Доставлять к Марсу его планируется в таких же корпусах, что и посадочные аппараты. Такие корпуса должны уберечь самолет от перегрева при входе в атмосферу планеты и предохранить его от повреждений на этапе посадки.
Предлагается доставить аппарат к Марсу обычными средствами и за 12 часов до высадки на Марсе отделить аппарат от носителя. На высоте 32 км над поверхностью Марса капсула должна будет выбросить самолет, который тут же развернет крылья и активирует двигатель для полета.
Ученые говорят, что наиболее интересным моментом исследований ARES станет то, что аппарат сможет очень близко пролететь над марсианскими горами и исследовать их с предельно близкого расстояния. Прежде на горы не могли забраться марсоходы, а спутниковые аппараты были слишком высоко, чтобы детально рассмотреть горные массивы.
"Есть некоторые очень интересные горы в южной части Марса. Там есть регионы с сильным магнитным полем, природу происхождения которого мы пока не в силах понять", - говорит Левин.
Помимо этого, ARES должен будет брать примерно каждые три минуты пробы атмосферы Марса и пытаться понять источник происхождения в ней метана, который ранее был открыт на Марсе. Сейчас ученые не могут понять природу происхождения метана на Марсе, так как на Земле метан в основном производится живыми существами. Аппарат планируется оснастить и инструментарием, пригодным для поиска источников воды под поверхностью Марса.
Левин говорит, что все это позволит с существенно более высокой точностью судить о жизни в прошлом Марса. Ученый отмечает, что многое из инструментария, присутствующего на Ares должно появиться в 2011 году на аппарате Mars Science Laboratory, который тоже проектировали в Научном центре Хэмптона.
Вместе с тем, ученые говорят, что марсианский самолет может стать самым короткоживущим проектом в истории Марса. Если жизнь прежних аппаратов измерялась месяцами или годами, то лететь самолет сможет только два часа, пока не кончится топливо. Правда, за это время он преодолеет расстояние примерно в 1500 км. Когда топливо завершится, то ARES должен будет сесть на Марс и продолжить исследования окружающей среды.
Источник: CyberSecurity
|