Европейские физики, работающие на франко-швейцарской границе с Большим адронным коллайдером, приступили к новому виду физических экспериментов, в рамках которых внутри основного кольца коллайдера создаются пучки материи с трудно вообразимой температурой в 10 триллионов градусов по Цельсию. Сами специалисты говорят, что внутри коллайдера созданы условия, при которых производятся Большие взрывы в миниатюре.
С 7 ноября БАК начал эксперименты по столкновению ионов свинца, разогнанных в магнитном поле до скорости, близкой к скорости света. Данные эксперименты проводятся в рамках научного проекта Alice или A Large Heavy Ion Experiment. Специалисты говорят, что сенсоры БАКа уже зафиксировали столкновения инонов и следующими на ними выбросы энергии, сопровождающиеся всплесками температуры до 10 триллионов градусов.
По словам ученых подобные температуры и энергия происходят во момент крушения атомов вещества и смешения еще более мелких частиц в них - кварков и глюонов. Таким образом, получающиеся в результате взрывов крошечные раскаленные шарики и есть труднодостижимая для физиков кварк-глюонная материя. Предполагается, что в первые миллиардные доли секунды после Большого взрыва вся Вселенная представляла собой кварк-глюонную материю сверхвысокой плотности.
Исследователи говорят, что изучение получаемой в таких условиях плазму - это с одной стороны очень сложная задача, с другой - она позволяет буквально перевернуть всю современную квантовую физику и по-новому взглянуть на самые основы нашего материального мира.
Исследования, связанные со столкновением тяжелых инонов на БАКе ведет нобелевский лауреат 2004 года Девид Полицер. По его словам, впервые сверхвысокая температура в 4 триллиона градусов была достигнута в основном кольце ускорителя в феврале 2010 года. Сейчас БАК работает на мощности 3,5 тераэлектрон-вольт в одном направлении (то есть в сумме 7 ТэВ), что позволяет ему сталкивать частицы с мощностью, которая в 13,5 раз превышает февральские показатели.
Источник: CyberSecurity
|