На повестке дня “100-уеar Starship” – проект космического корабля для межзвездных путешествий.
Строго говоря, пока еще это даже не проект, а проект проекта: ученые и инженеры из американского космического агентства NASA и агентства по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам DARPA объединятся, чтобы изучить возможности осуществить проект “100-year Starship” – космический корабль, который мог бы выполнять межзвездные путешествия. Задача нынешнего этапа исследований – разработать “сумму технологий” необходимых для того, чтобы межзвездные путешествия стали реальностью. Кроме того, разрабатывается бизнес-модель, которая позволить привлечь инвестиции в проект.
По словам Павла Еременко (Paul Eremenko), пресс-секретаря DARPA, проекту будут необходимы “стабильные инвестиции в интеллектуальный и финансовый капитал” из различных источников.
Также Еременко отметил, что цель проекта ”100-year Starship” - это не только разработка и строительство звездолета. “Мы прилагаем все усилия для того, чтобы побудить несколько поколений к открытиям прорывных технологий и инноваций во множестве дисциплин”.
Специалисты DARPA надеются, что результаты, полученные при разработке проекта, могут быть использованы министерством обороны в различных областях, таких как энергетика, системы жизнеобеспечения, вычислительная техника.
На сегодняшний день, один из самых проработанных проектов звездолетов – проект “Дедал”.
Группа ученых Британского межпланетного общества работала над ним с 1973 по 1977 годы. Цель полета беспилотного зонда - звезда Барнарда, отстоящая от Земли на расстоянии 6 световых лет.
Звездолет “Дедал”, по представлениям своего времени, должен был иметь массу около 54 000 т, то есть примерно в 20 раз больше, чем ракета “Сатурн-5”, доставившая человека на Луну. Создатели идеи «Дедала» отказались от использования совершенно фантастических технологий вроде антивещества, взяв из «фантастических» лишь идею импульсного термоядерного двигателя. В проекте “Дедала” две ступени, очень похожие друг на друга, которые различаются практически только размерами. Вместе с цилиндрическим контейнером для научной аппаратуры (диаметр 50 м) высота корабля, согласно проекту, составляла около 200 м, а диаметры первой и второй ступеней - 200 и 80 м.
Предполагалось, что топливо (50 000т дейтерия и гелия-3) для корабля будет добываться в атмосфере Юпитера. Для этого туда собирались запустить около 300 воздушных шаров со специальным оборудованием.
За четыре года непрерывного разгона “Дедал”, согласно проекту, способен набрать скорость порядка 12% от скорости света (36 000 км/c). Но даже с такой скоростью его путь к звезде Барнарда растянулся бы на 45 лет.
Интересно, что запасы топлива на торможение у звездолета не были предусмотрены, он должен был промчаться мимо своей цели, проведя в непосредственной близости от нее всего несколько суток.
Авторы проекта охарактеризовали технические и финансовые проблемы, стоящие перед ним, как грандиозные.
Автор: Александр Ильин
Источник: "Наука и Жизнь"
|