Российская яхта «Петр 1» под командой 25-летнего Даниила Гаврилова впервые в истории мирового мореплавания обошла Арктику за один навигационный сезон в свободном плавании и без проводки ледокола. На прошлой неделе в Петербурге состоялась пресс-конференция, посвященная этому поразительному путешествию.
Яхта «Петр I» прошла по морям Северного Ледовитого океана практически беспрепятственно, между тем полтора века назад мореходам Арктики требовалось зимовать, чтобы дождаться свободной ото льда воды. Достаточно вспомнить, например, арктические миссии известных полярных первопроходцев 19 века - Амудсена, Норденшельда: одна-две зимовки по пути следования вдоль побережий были делом обычным. «Меняется среда обитания в северной полярной области Земли, открываются новые возможности мореплавания. Так что для пущей убедительности российским яхтсменам осталось достичь в свободном плавании географической точки Северного полюса. Правда для этого придется еще полтора столетия ждать, пока глобальное потепление растопит в ледовом панцире дорогу к макушке планеты», - шутливо заметил начальник штаба экспедиции Евгений Визир.
Экспедиция стартовала минувшим летом – 4 июля из Петербурга, прошла через самую западную точку России в Калининградской области на Балтийской косе, а потом – через самую северную точку Европы, мыс Норд-Кап (Норвегия). Дальнейший путь пролегал по Северному морскому пути, который в Арктике называется Северо-Восточным проходом. Далее – по северо-Западному проходу вдоль побережья Канадской Арктики. Яхтсмены по маршруту следования посетили порт Барроу на Аляске, канадские порты Саюкс Харбор, Кембридж Бей и Понд Инлет. Интересно, что экспедиция прошла самую северную материковую точку России – мыс Челюскин и самую северную точку американского континента – мыс Зенит.
Командовал судном 25-летний капитан Даниил Гаврилов, выпускник Морской академии им адмирала С.О. Макарова, на должность старпома вопреки морскому суеверию утвердили женщину. Команда из шести человек, средний возраст которых около 25 лет, достойно показала себя на всех этапах арктических переходов. С завидным мужеством выстояли на вахтах в семибалльный шторм в Баренцевом море и 35-дневный автономный переход из Мурманска в заполярный восточный порт Тикси. Затем две недели пробивались через ледовые поля в районе острова Петра на северо-востоке Таймыра. Кольцо вокруг полярной шапки планеты яхтсмены замкнули в норвежском порту Гримстад 23 октября. Почти за четыре месяца экипаж в общей сложности преодолел расстояние в 10 тыс 600 морских миль, из них почти треть – в суровых ледовых условиях. Полная пртяженность путешествия с момента выхода из Петербурга и до возвращения в родной порт составила более 13 тыс морских миль.
"Успех миссии безусловно будет способствовать престижу России как великой морской державы ", считает другой капитан - яхты «Апостол Андрей», Николай Литау. Гаврилов же надеется, что в июле 2011 года «Петр 1» примет участие в международной гонке яхтсменов вокруг Новой Земли со стартом из Мурманска.
Крейсерская яхта «Петр1» построена в 1992 году в Магнитогорске для участия в трансатлантической гонке в честь 500-летия открытия Колумбом Америки. У нее стальной корпус, водоизмещение - 30 тонн, площадь основных парусов - 160 кв м, главный двигатель мощностью 75 л/с, автономность по запасам топлива – 1700 миль. Для арктического перехода ее утеплили, основательно дооборудовали и удлинили корпус.
Автор: Михаил Никифоров
Источник: www.nkj.ru
|