Казалось бы, ну что делать автопроизводителям на выставке потребительской электроники? Тем более сейчас, когда в эти же дни неподалеку (по меркам международных шоу) проходит главная для США автомобильная выставка – Детройтский автосалон. И как в один ряд со смартфонами, планшетами, фотокамерами и прочими телевизорами попали автомобили? Вот присутствие многочисленных компаний, занимающихся автомобильным звуком, вполне понятно и привычно – под них на CES отводится почти целиком один из павильонов и их продукция на 100% соответствует тематике выставки.
Тем не менее, если сравнивать с ситуацией двухгодичной давности, то поставщиков электронного автотюнинга, кажется, становится на CES все меньше. А вот непосредственно автопроизводителей, наоборот, стало заметно больше. Если в 2010-м только Audi и Ford обозначили свое присутствие на выставке (да и то в основном под эгидой партнерства с NVIDIA и Microsoft соответственно), то на CES-2012 к ним присоединились немецкая Mercedes-Benz, корейская KIA, японская Mitsubishi. И выступают они уже не в роли технологических партнеров для ИТ-компаний, а вполне самостоятельно. Больше того, четырехколесные экспонаты появились и на стендах компаний, ранее не замеченных – по крайней мере в рамках выставки CES – в отклонениях от ИТ-тематики.
Ничего удивительного в этом на самом деле нет. В век, когда даже Porsche выпускает гибридный автомобиль, а электромобили производятся и продаются серийно, роль автомобильной электроники поменялась значительно. Из «черного ящика», недоступного пользователю и работающего где-то там, внутри автомобиля по неведомым простому смертному внутреотраслевым стандартам, электронные компоненты современного автомобиля становятся все ближе к… обычному компьютеру – с модульной структурой, высокой степенью стандартизации, универсальными шинами и – да-да! – удобным и дружелюбным интерфейсом. Интерфейсом, который со временем полностью заменит при управлении автомобилем все остальные, традиционные, аналоговые: рули, педали, отряды рычажков и полчища кнопок.
Так что удивительно скорее не то, что автопроизводители почтили своим присутствием CES-2012, а то, что их было все еще не так много. Особенно странным показалось отсутствие General Motors, корпорации, которая одной из первых верно определила направление развития и чей Chevrolet Volt стал едва ли не первой серийной платформой для обкатки решений нового поколения авто. Не было и BMW, достаточно давно заключившей стратегическое партнерство с Intel. А кто же был?
Audi
Как уже было сказано, Audi присутствует на CES не впервые, но настолько большого стенда с такой насыщенной экспозицией автор не припомнит. Достаточно сказать, что только полноразмерных автомобилей на нем было четыре. Впрочем, может быть, правильнее было бы сказать три с половиной, ведь один из них – это прототип городского транспорта будущего, концепт-кар urban. Компактный автомобильчик с двухместным кузовом и тандемной посадкой – популярная тема у европейских и японских автопроизводителей. Но в США такое едва ли вызовет интерес у покупателей, разве что в качестве шоу-стоппера на CES. Что ж, с этой ролью urban справляется на отлично.
Три других автомобиля – практически серийные седаны Audi шестой серии, демонстрирующие работу навигационных систем, голосового управления и систем автоматической помощи водителю. Последняя представляет собой полноценный симулятор (автомобиль стоит перед ЖК-дисплеем, в зеркала заднего вида также встроены экраны), позволяющий опробовать электронные системы в действии. Демонстрационные скрипты позволяют оценить работу системы сохранения полосы и снижения вреда от столкновения, автоматику фар и многое другое. Система сохранения полосы с помощью встроенных видеокамер распознает линии разметки и автоматически корректирует направление движения, удерживая машину в пределах полосы. Если же при активированной системе водитель поворотом руля изменит курс и машина наедет на линию разметки, то система не только подправит курс, но и предупредит водителя дрожанием руля и звуковым сигналом – не задремал ли?
Автору этой статьи, впрочем, довольно легко удалось спровоцировать автоматику на ошибку: чуть сильнее повернешь руль влево — и вот уже корректирующий алгоритм, ругаясь зуммером, выкручивает руль обратно и, не успев отработать пересечение противоположной линии разметки, отправляет тебя в кювет. Консультант Audi, кажется, был весьма сконфужен, потому что как раз перед этим подтвердил, что все демонстрируемые на симуляторе системы уже внедрены в серийной A6. Немало острых ощущений доставила и имитация столкновения – когда радар замечает стоящую в той же полосе машину, остановиться до которой уже невозможно, автоматика дополнительно натягивает ремни безопасности и за мгновение до удара резко бьет по тормозам. Вместе с работой гидроподвески, имитирующей клевок при торможении, и весьма реалистичной картинкой на ЖК-экране перед лобовым стеклом – впечатление производит глубокое.
Так же на стенде демонстрировали перспективные системы, такие как проецирование информации на лобовое стекло. Эта технология позволит не только полностью отказаться от традиционной приборной доски, но и создавать системы дополненной реальности. Например, подсказки навигационной системы будут отображаться прямо поверх реального пейзажа, наиболее наглядно показывая, в какое же на самом деле ответвление дороги стоит повернуть. Кроме того, эта технология позволит «подсвечивать» в условиях недостаточной видимости важные объекты, например выведенное на лобовое стекло изображение с ИК-камеры позволит заранее заметить пешехода на обочине ночью.
Перспективные мультимедийные системы автомобиля (если присмотреться, то на микросхеме головного устройства можно разглядеть логотип NVIDIA) позволяют воспользоваться возможностями интернет-соединения в сочетании с геосервисами. Например, найти поблизости заправку с минимальной ценой на топливо.
Ford
Компания Ford представлена на выставке наиболее заметно – автомобили с синим овалом на логотипе встречают посетителей еще до входа.
На CES состоялась даже презентация модели Ford Fusion 2013 года, которая заранее, еще до презентации, была названа «официальным автомобилем CES-2012». Кроме того, на стенде был выставлен концепт-кар Ford Evos – гибридное туристическое купе, выполненное в фирменном дизайне Kinetic 2.0. Ярко-красный стильный автомобиль как магнитом притягивал на стенд посетителей.
Но рассказывали фордовцы, конечно же, не о нем, а о вещах гораздо более практических и реальных, но от того не менее интересных. Например, о технологии SYNC Applink, объединяющей смартфон водителя и встроенный в автомобиль компьютер в единую систему. Предусмотрены самые разные сценарии совместного использования – как смартфон может быть просто интерфейсом (в том числе голосовым) к функционалу SYNC, так и SYNC может подчиняться командам ПО со смартфона. Последнее дает возможность водителю использовать смартфон, даже не снимая рук с рулевого колеса, с помощью встроенных в него стандартных кнопок.
Представила компания и очередной апгрейд (привет владельцам Android) прошивки для автомобилей с системой MyFord Touch. Обновление улучшает стандартный интерфейс бортового компьютера, добавляя в него новые возможности и ускоряя работу. Программное обновление для автомобиля – можно ли было такое представить раньше?!
Рассказали фордовцы и о своих планах в области электромобилей – уже в 2012 году компания планирует выпустить шесть электрифицированных моделей. Помимо прочего, на стенде демонстрировалось приложение MyFord Mobile App для iPhone, предназначенное именно для владельцев электромашин Ford. Программа связывается с автомобилем и позволяет отслеживать уровень заряда батареи (автомобиля) и другие параметры, находить ближайшие станции подзарядки и даже делиться информацией о поездках в Facebook!
Ну а самое интересное направление разработок Ford — это, конечно же, технологии автомобильной сети. Или, если угодно, «облака» — в такой структуре каждый автомобиль является узлом беспроводной информационной сети. Это позволит компьютеру автомобиля заранее получать информацию о пробках, авариях, дорожных условиях и тому подобном – напрямую, от соседей по трафику.
KIA
Корейская компания KIA представила на выставке сразу два прототипа (стоит оговориться, что публике они показаны не впервые) – электромобиль Ray EV и концепт-кар Naimo. Последний служит платформой для отработки интерьерных решений, в том числе перспективных органов управления.
Многие элементы панели управления – сенсорные: например, включается климат-система нажатием на кнопку, а чтобы отрегулировать температуру, надо просто провести по той же кнопке рукой. Реализована и интеграция с привычными нам гаджетами – на стенде демонстрировалось взаимодействие электронной системы автомобиля и смартфона Samsung Galaxy S II.
Всем нам хорошо знакомы маленькие наклейки на ноутбуках, сообщающие, какой процессор, видеокарта или операционная система используются в данной модели. Интересно, куда такие стикеры будут наклеивать в автомобилях? Куда-нибудь точно придется, потому что сейчас приходится и вовсе писать прямо на капоте – вот, например, Powered by Microsoft на гибриде KIA UVO.
Эта надпись обозначает, что вслед за Ford компания KIA стала использовать мультимедийную систему, разработанную совместно с Microsoft. Впрочем, система эта на стенде демонстрировалась и особого впечатления не произвела – до достижений Ford пока что очень далеко. Но автомобильный мир знает, как быстро адаптируются и развиваются корейцы. Сам факт начала сотрудничества с Microsoft является тому подтверждением.
Mercedes-Benz
Приходится признать, что стенд Mercedes-Benz оказался главным разочарованием автомобильной части выставки (разумеется, автор, как всегда, выражает исключительно собственное мнение), возможно, потому, что ожидания от этой марки всегда особенно высоки. На стенде была представлена система mbrace 2 – набор таких услуг, как автоматический вызов помощи в случае аварии, геосервисы, в том числе поиск угнанного автомобиля, приложения для iPhone и Android и тому подобное. Все это в том или ином виде давно реализовано другими автопроизводителями, причем, судя по качеству презентации системы на стенде, реализовано лучше.
Кроме того, Mercedez продемонстрировала свое видение салона автомобиля будущего – с ЖК- и сенсорными панелями, дополненной реальностью и неизменным фантастического вида штурвалом.
NVIDIA
Так же как и Ford, компания NVIDIA – причем именно автомобильное подразделение – встречает посетителей еще до входа в павильоны – роскошным белым Lamborghini и лозунгом Supercars Powered By NVIDIA.
Однако о чем конкретно идет речь, можно понять, только посетив стенд компании внутри (ну или заглянув к Audi, о чем уже сказано выше). Уделить стенду пару минут стоит, чтобы получить возможность живьем увидеть впечатляющую демонстрацию новой мультимедийной системы с огромным сенсорным экраном вместо стандартной центральной панели и дополнительным ЖК – вместо приборной.
Может показаться, что многофункциональные приборные панели на основе сенсорных экранов – не более чем фантастика и развлечение дизайнеров. И что консервативные автопроизводители еще очень нескоро откажутся от стандартных аналоговых приборов и органов управления. Однако удачный пример MyFord Touch и тот факт, что в гораздо более консервативной отрасли – авиастроении – давно отказались от аналоговых приборных панелей в пользу многофункциональных виртуальных, говорит о том, что прототип NVIDIA не так уж и далек от реальности.
Panasonic
Продолжая разговор о традиционных ИТ-компаниях, тесно связанных с автопромышленностью, нельзя не вспомнить компанию Panasonic. Ведь эта японская корпорация является одним из ведущих изготовителей аккумуляторных батарей, используемых в электромобилях. На CES-2012 компания продемонстрировала свои решения, позволяющие справиться с одной из главных проблем электромобилей – сильным нагревом аккумуляторов.
Предложенная Panasonic система позволяет использовать выделяемое тепло для повторной подзарядки батареи и для обогрева салона – все вместе, по заявлению компании, позволяет сэкономить до 30% энергии, соответственно увеличив дальность пробега на одной зарядке.
Что же из этого следует?
Подводя итог автомобильной части выставки, представленные компаниями на CES-2012 новинки стоит разделить на три основных направления:
Системы помощи водителю (вплоть до автоматического управления). Эволюция интерфейса. Интеграция в Сеть и облачные решения. Прогресс в этих трех направлениях очень разный. Системы помощи водителю (удержание полосы, автоматическая парковка, безопасное управление скоростью, автоматическое считывание дорожных знаков) достаточно развиты уже сейчас – они реализованы в серийных продуктах нескольких автопроизводителей. Удивительно быстро меняется и интерфейс автомобиля – само словосочетание еще звучит непривычно, а сенсорные экраны, проекция информации на лобовое стекло и штатные решения для взаимодействия с гаджетами уже, тем не менее, стали реальностью. А вот то, что касается более сложных систем, уровня инфраструктуры автомобильного движения, то тут ждать скорых результатов не приходится. Но те компании, которые уже сейчас занимаются этими направлениями, безусловно, окажутся в выигрыше. Так же как и мы, рядовые автовладельцы – когда сядем в электромобиль, введем на сенсорной панели или произнесем голосом пункт назначения и через полчасика игры в Angry Birds автоматически окажемся в нужном месте.
Напоследок: вот этот коллега-журналист точно знает толк в совеременных средствах передвижения!
Источник: 3dnews.ru
|