Город Озерск на юге Челябинской области скрывает в себе следы достаточно крупного и некогда засекреченного научного эксперимента. Здесь с начала 1950х и до конца 1980х годов радиационному облучению были подвергнуты около 250 000 животных. Некоторые из них подвергались альфа-, бета- или гамма-радиации, другие получали в пищу радиоактивные частицы. Некоторые животные получали дозы, размер которых был смертелен, другие - настолько низкие, что они оказались безвредными.
После того, как подопытные мыши, крысы, собаки, свиньи и несколько обезьян погибали, ученые забирали их ткани, чтобы на практике изучить, что же именно делает радиация с живым организмом. Тонкими частями нарезались легкие, сердца, печень, мозг и другие органы. После этого все эти лабораторные материалы отправлялись на исследование под микроскопом. Некоторые органы хранились в банках с формалином.
Начинались эти эксперименты в 50-е годы, когда СССР и США всерьез рассматривали возможность использования ядерного оружия. Очевидно, что использование ядерного оружия вызвало бы масштабные радиационные выбросы и осадки. Второй серьезной причиной подобных исследований стала катастрофа в 1957 году на ПО "Маяк" в самом Озерске. Тогда этот город был пионером в области ядерных экспериментов, в советские времена данных о работах, проводимых здесь было не слишком много. Кроме того, именно здесь был создан первый плутониевый заряд для атомной бомбы в СССР.
Проводя опыты на животных, советские биологи, медики и другие специалисты пытались изучить особенности радиационного воздействия. Отметим, что СССР не был единственной страной, где проводились радиационные опыты над животными. Примерно в те же годы похожие эксперименты проводили в США, Европе и Японии. Всего эти страны на радиационных исследованиях изучили около 500 миллионов животных. Однако в отличие от западных экспериментов, советские исследователи достаточно хорошо документировали результаты своей работы и большая часть этих записей сохранилась и по сей день. Сейчас, когда опасность применения ядерного оружия значительно снизилась, подобные опыты получают новое внимание.
Новое поколение радиобиологов намерено изучить эффекты воздействия на человека малых доз радиации - ниже 100 миллизивертов. Такие дозы получают люди во время проведения компьютерной томографии, а также если они живут недалеко от АЭС.
Специалисты говорят, что старые советские записи способны предоставить ресурсы, которые получить сегодня уже почти невозможно. Большинство советских экспериментов были проведены в точных условиях, с широким диапазоном радиации и на протяжении всей жизни конкретного животного. Современные ученые, анализирующие старые советские, американские и японские записи, говорят, что масштаб радиационных экспериментов прошлого поражает. Сейчас для создания подобных масштабов потребовалось бы колоссальное финансирование, да и масса других моментов, например этических, также, наверняка, поднялось бы.
В современной России пока не проявили широкого интереса к старым опытам и на широкой базе эти данные не исследуются. Зато в США и Европе несколько независимых групп ученых, работающих в данном направлении, уже получили поддержку нескольких институтов, в частности Европейской Комиссии, Министерства Энергетики США и американского Национального института исследований рака.
Специалисты сейчас пытаются найти способы получения образцов тканей радиационных животных прошлого, в частности в том же Озерске. По словам ученых, сейчас, когда некоторые образцы насчитывают почти 40 лет, существуют определенные сомнения в том, что ткани по-прежнему пригодны для исследований, однако исследователи уверены, что ДНК и РНК животных, а также следы того, как именно на них воздействовала радиация, сохранились, и это главное.
Прежде считалось, что радиация вызывает в основном онкологические заболевания, однако когда пожилые японцы из Хиросимы и Нагасаки, а также россияне с ПО "Маяк" начали с угрожающей частотой умирать от сердечно-сосудистых заболеваний, стало очевидно, что действие радиации значительно шире. Сейчас точно не известно, какие дозы радиации провоцируют сердечные заболевания (и провоцируют ли вообще), но биологи предполагают, что очень малые дозы радиации в ряде случаев могут разрушать ДНК, а в других случаях укреплять ее, защищая клетки от будущего радиационного воздействия.
Специалисты полагают, что в природе может существовать пороговое значение, ниже которого радиация вообще не опасна. Так, Вольфганг Вайсс из немецкого Федерального управления радиационной защиты говорит, что эпидемиологические исследования, проведенные на людях из групп риска выявили, что многие медики или работники атомных станций вообще не имеют присутствия следов радиации на клеточном уровне. С другой стороны, есть и масса обратных случаев. Сам Вайсс полагает, что если человек получает дозу 20 миллизивертов и меньше, то за здоровье можно не опасаться.
В феврале 2007 года группа немецких специалистов из Центра им Гельмгольца в Мюнхене начала проект по оцифровке материалов, связанных с оцифровкой всех исторических европейских архивов, касающихся экспериментов по радиобиологии (ERA-PRO, Promotion of the European Radiobiology Archives). Сойле Тапио, руководитель группы оцифровки, ранее занималась оцифровкой материалов и связалась с российскими учеными из Южноуральского института биофизики в Озерске. Там согласились на оцифровку материалов, однако предупредили, что европейских ученых ждет очень большая работа.
"Мы даже себе не представляли, сколько там материалов", - говорит она. Тапио говорит, что ее группе потребовалось несколько месяцев на то, чтобы добиться посещения закрытого города и работы в указанном институте. Сами европейские специалисты рассказывают о поездке так: длинный перелет, трехчасовая поездка на машине, длительная процедура безопасности и делегация прибыла в старое здание с протекающей крышей и выбитыми стеклами.
В советские времена здесь работали более сотни человек, но после распада СССР здесь остались 4-5 человек, чтобы присматривать за архивами и материалами, произведенными в институте. И тем не менее, тут были предоставлены материалы и детальные протоколы по экспериментам над 23 000 животных. "Мне показалось, что российские ученые были очень рады, что хотя бы кто-то заметил их коллекцию. Они мне сказали, что неоднократно пытались привести записи в полный порядок, но ученые, которые непосредственно создавали архивы, уже умерли", - говорит Тапио.
В то же время, в США другой группой ученых проводилась похожая операция. Гейл Волощак, радиобиолог из Северо-западного университета в Чикаго (США) работал с образцами тканей 7000 собак и 50 000 мышей, которые были подвернуты похожим опытам в американской Аргоннской лаборатории в штате Иллинойс с 1969 по 1992 годы. После 1992 года, согласно полученным данным, лаборатория перешла в ведение Минэнерго США, где не имели заинтересованности в хранении био-образцов и специалисты, опасаясь уничтожения тканей, перевезли их в Северо-западный университет, расположенный неподалеку. Сохранить все образцы так и не удалось, но у радиобиологов есть данные о примерно 20 000 животных.
С другой стороны, известно, что и в других американских научных заведениях проводились эксперименты по облучению. По некоторым данным, эксперименты проводились в Национальной лаборатории Окридж в штате Теннесси, где сейчас работает один из мощнейших суперкомпьютеров мира, а также в Университете Калифорнии в Дэвисе. Однако результаты этих экспериментов неизвестны, равно как и нахождение протоколов экспериментов. Также известно, что опыты проводились в Университете Хиросимы в Японии, а также в Национальном агентстве новых технологий в Италии и в британском Совете медицинских исследований в Харуэлле.
Современные ученые понимают, что получение старых тканей и протоколов экспериментов - это лишь часть проблемы. Им также придется достаточно долго работать, чтобы выявить и проанализировать так называемые молекулярные пути животных, пострадавших от низких доз радиации и проследить процессы, приводившие к развитию заболеваний и летального исхода. Также исследователи хотят найти неизвестные на сегодня формы биомолекул, которые помогут определить, как много нужно получить излучения, чтобы стать восприимчивым к радиационно-индуцированным заболеваниям.
Американские ученые говорят, что некоторые данные на сей счет у них есть. Например, с помощью методики, называемой "полимеразной цепной реакцией для амплификации генов", они обнаружили мутации определенных генов, которые приводили к развитию рака и стимулировали образование раковых опухолей. С другой стороны специалисты изучают микро-РНК, которые помогают контролировать экспрессию генов в организме.
Сойле Тапио говорит, ее группа намерена исследовать фрагменты мышиных сердец, облученных как в СССР, так и в США. Специалисты намерены выявить какие-либо признаки повреждения, которые укажут на то, почему у радиационно-облученных людей часто развиваются заболевания сердечно-сосудистой системы. "Ученые, которые проводят такие исследования, ищут не только рак, но и другие болезни, связанные с ним", - говорит Тапио.
На сегодня никто не ожидает, что ответы на все поставленные вопросы будут получены быстро. Исследования могут определить, различные молекулярные ответы на радиационное излучение. Кроме того, специалисты уверены, что само понятие "безопасной" радиации является различным для каждого из биологических видов.
Отметим, что сейчас в Озерске биологические материалы приводятся в порядок, как и хотели их смотрители. В скором времени они должны будут разместиться в современных складских помещениях, строящихся в городке при Южноуральском институте биофизики. Они будут хранится вместе с тканями людей - работников, погибших на озерском ПО "Маяк" в прошлом.
Источник: CyberSecurity
|