Навигация

Популярные статьи

Авторские и переводные статьи

Пресс-релизы

Регистрация на сайте


Опрос
Какие телеканалы вы смотрите чаще?







Когда стартапам стоит патентовать свои технологии


13 ноября 2012 | Новости / Наука и технологии | Добавил: Елена Ленова
Насколько важно IT-стартапу патентовать свои технологии? На какой стадии работы над продуктом нужно задумываться о защите своих авторских прав и сколько это обычно стоит? На эти и другие вопросы в ходе лекции, организованной GrowthUP, ответил Марк Белобородов, ведущий патентный специалист Philips.

Когда стартапам стоит патентовать свои технологии


Он рассказал, в чем должна заключаться IP-стратегия для стартапов (стратегия по intellectual property), как принять решение о том, нужен ли компании патент на данное изобретение, как оформить экспресс-заявку на получение патента, если завтра неожиданно организовалась встреча с инвестором, описал самые распространенные ошибки, которые допускают стартапы, пытаясь защитит свои права.

Редакция AIN.UA представляет основные практические рекомендации Марка.

Как пояснил Марк, IP-стратегия стартапа должна строиться на таких принципах:
•С первого дня существования компании растить культуру инноваций, которые работают на рынок. Не давать инженерам «влюбляться» в свои изобретения и защищать их. Это должна быть инновация, которая предусматривает решение, существующее на рынке, или то, которое может там появится в будущем.
•Думать «наперед», о том, какие ключевые технологии появятся в сфере работы компании.
•Оставаться в курсе технологических трендов, чтобы успевать понять, как будет выглядеть мир в будущем.
•Отслеживать, кто где и что патентует. «Это отличный индикатор того, что думают лучшие умы, технические стратеги больших компаний в вашей области», — говорит Марк.
•Если уже имеется защищенная интеллектуальная собственность, пытаться защищать свои патенты в суде против конкурентов.

Чтобы принять решение о том, стоит ли патентовать идею, нужно взвесить все «за» и «против». Учитывать, что придется потратить достаточные средства (в США полное патентное сопровождение на протяжении всей жизни патента обходится примерно в $20 тыс.) и время. Сравнить это с конкурентными преимуществами, потенциальным доходом от лицензий.


Помочь принять такое решение помогут ответы на вопросы:

•Нужно это изобретение для целей компании, это просто хорошая идея или есть реальный способ ее реализации?
•Насколько широкий можно получить патент, будет ли возможность после получения патента найти компании, которые используют такую технологию? (Имеется в виду, что патентованная технология обязательно раскрывается в патенте, который является общедоступным. Именно поэтому Coca-Cola патентует форму бутылки, но не формулу напитка. И узнать, кто использует подобные технологии, при этом держит их в секрете, может быть сложно).
•Можно ли придумать другие способы решения проблемы, которую решает данная технология?
•Насколько просто обойти это изобретение? «Часто патенты просто не нужны стартапам. Если вашу идею просто скопировать, если она — поверхностная, ее скопируют, и вы ничего с этим не сделаете», — уверяет Марк.
•Рабочая ли это технология?

Перед тем, как подавать заявку на патент, нужно подумать, на какой стадии готовности находится эта технология. «Если время вас не поджимает, и завтра вам не нужно идти на встречу с инвесторами, не начинайте процесс патентования слишком рано», — советует Марк.


Нужно учитывать, что в патентной заявке придется рассказать все, что известно о данной технологии. Фактически, выступить инструктором для всей индустрии. Также, стоит провести патентный поиск, если нет средств на него — хотя бы своими силами, на начальном уровне. Хороший поиск можно провести за $2 тыс. Некоторые адвокаты представляют такие услуги почасово, за $200-300 в час. «Я очень часто вижу, в том числе у стартапов из Украины, России, своеобразные „розовые очки“: то, что кажется здесь новым, отличным решением, уже известно в США или Европе», — говорит Белобородов.


Стоит также принимать во внимание, что патентный процесс может длиться 2-3 года. Нужно подумать, будет ли изобретение все еще актуальным через несколько лет. Получать заявку быстро имеет смысл только в том случае, если нужно идти на разговор с инвестором.


Также, необходимо уяснить для себя географию патента: где он будет оформляться, где будут находиться конкуренты, покупатели продукта.


Распространенным заблуждением является то, что изобретение — это объект, к примеру, устройство. «Изобретение не должно быть объектом, это концепция. Это — не микроволновая печь, не iPhone, не тостер. Эти предметы воплощают в себе множество инновационных концепций. И если вы в заявке укажете, что ваше изобретение — это какое-то устройство, вы получите в результате очень узкую защиту, которую просто будет обойти», — рассказывает Марк. К примеру, патент на технологии лифтов Otis содержит описание проблемы и решения: проблема неконтролируемого обрыва кабеля решается автоматическим торможением. Изобретение здесь — не конкретный механизм торможения, но идея использования автоматического торможения при обрыве.

Как подавать заявку

Первичная подача может проходить в Украине, может — в США. Американская заявка существует 12 месяцев, и через год нужно будет решить, будете ли с этим работать дальше, — говорит эксперт. Далее можно подавать заявку точечно — в США, Канаду, страны Европы, либо же по PCT (Patent Cooperation Treaty), через Всемирную организацию интеллектуальной собственности, где заявка рассматривается предварительно. Рассмотрение там длится до 1,5 года. В результате у компании есть около 30 месяцев, когда она уже заплатили за написание заявки и первичную экспертизу, и выиграла время, чтобы понять, что с этим делать дальше. Следующий шаг — патентование в конкретных странах. Вход в Европу стоит $8-10 тыс. (госпошлины и гонорары адвокатам), в США — от $2-3 тыс., в Китае, Корее — от $10 тыс. (в том числе, из-за перевода).


Предварительная заявка (Provision Application) является недорогой, к ее оформлению не очень высокие требования, она обеспечивает приоритет в патентовании, не публикуется. Все страны мира ее признают как первичную заявку. Это оптимальный вид первичной заявки, если компания хочет получить патент в США.


Но, если у стартапа нет времени, к примеру, завтра нужно быть на встрече с инвесторами, юрист или патентный поверенный может просто выслать как заявку презентацию продукта (слайды и картинки). В идеальном мире, даже в первичной заявке должно быть полное описание изобретение. В реальном, в случае срочности, ищется некий баланс между презентацией и полноценной заявкой. Правда, в заявке из слайдов может содержаться финансовая информация, планы по другим разработкам, и если она подана, после получения патента вся эта информация станет общедоступной.

Передача прав

Очень важно знать, кто владелец патента, при том, что авторами изобретения могут быть несколько человек. «Представьте, что у вас в компании над технологией работало несколько человек, и один из них уволился. Проходит время, и вы хотите передать лицензию на свою технологию компании Intel, а там обратят внимание на то, что в вашем договоре передачи прав нет подписи уволенного сотрудника», — говорит Марк. На момент подачи патента все права на изобретение должны быть переданы компании, особенно это касается молодых проектов. «Это очень скользкий момент, на нем постоянно спотыкаются стартапы», — отмечает эксперт. — Слухи о том, что при продаже компании один из патентов не входит в пакет продажи, могут привести к большим проблемам, серьезно обвалить акции".

Распространенные ошибки стартапов

•Слишком рано раскрывают изобретение
•Не проводят патентный поиск
•Думают, что если показать инвестору идею, не защищая ее патентом, инвестор сам возьмет на себя патентование
•Не полностью описывают изобретение в заявке
•Не применяют подход «проблема-решение», регистрируют устройства, а не идеи
•Забывают собрать подписи у изобретателей, называют в заявке не тех изобретателей или забывают кого-то указать.

Источник: ain.ua
Комментарии (0) | Распечатать | | Добавить в закладки:  

Другие новости по теме:


 



Телепрограммы для газет и сайтов.
25-ть лет стабильной работы: телепрограммы, анонсы, сканворды, кроссворды, головоломки, гороскопы, подборки новостей и другие дополнительные материалы. Качественная работа с 1997 года. Разумная цена.

Форум

Фоторепортажи

Авторская музыка

Погода

Афиша

Кастинги и контакты ТВ шоу

On-line TV

Партнеры

Друзья

Реклама

Статистика
Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость Copyright © 2002-2012 Все о ТВ и телекоммуникациях. Все права защищены.