Компания Google недавно сообщила о работе над созданием автономных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для оперативной доставки посылок. Такие аппараты можно будет использовать и для оказания помощи в районах стихийных бедствий. Корреспондент BBC Future наведался в секретную лабораторию Google по разработке дронов.
На окраине комплекса Google в Кремниевой долине стоит неприметное здание. До недавнего времени все, что в нем происходило, хранилось в строжайшей тайне. Теперь мне предстоит войти внутрь в сопровождении одного из ведущих сотрудников компании Ника Роя.
- Немногим людям выпадает честь попасть сюда, если только они не работают в Google, - шучу я.
- Далеко не всех работников Google сюда пустят, - отвечает мой спутник.
Согласно недавним сообщениям в прессе, Рой возглавляет проект Wing, а здание, в котором он работает, известно под названием "Инкубатор" (Hatchery). Речь не идет о лаборатории по выращиванию фантастических существ – специалисты Googlе создают БПЛА нового поколения. "Именно здесь мы разрабатываем, конструируем, испытываем и, в случае необходимости, дорабатываем наши аппараты", - говорит Рой, проводя меня внутрь. По пути мы проходим по крайней мере через три двери, оборудованные системами контроля доступа.
Новость о том, что компания занимается разработкой роботизированных летательных аппаратов, попала в заголовки мировых новостей. BBC Future выпала редкая возможность заглянуть "на кухню" проекта Wing, над которым уже два года трудится секретное исследовательское подразделение Google X. Среди прочих разработок Google X – самоуправляемый автомобиль и проект Loon, цель которого предоставить интернет-доступ жителям удаленных регионов Земли при помощи стратосферных воздушных шаров.
БПЛА (или дроны) наиболее активно применяются в военных целях, но многие компании сейчас ведут разработку транспортных средств гражданского назначения – для перевозки пассажиров и грузов. Некоторые из этих аппаратов созданы для автономной работы. Другие же – не вполне беспилотны, так как воплощают многолетнюю мечту человечества о личном автомобиле, способном не только двигаться по земле, но и летать. У подобных изобретений есть масса возможных применений. Например, беспилотник, предназначенный для доставки посылок, с тем же успехом можно использовать при оказании помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. А персональная летающая машина могла бы доставить спасателя на удаленное место происшествия.
"Инкубатор" – основная лаборатория Google по разработке и испытанию беспилотников. Она представляет собой смесь конструкторского бюро, сборочного цеха и свалки элементов летательных аппаратов. Столы по периметру комнаты завалены деталями, а полки над ними заставлены частично разобранными дронами. Куда ни глянь - груды пропеллеров, охапки многоцветных ленточных кабелей, горы электромоторов и аккумуляторов.
На верстаке в центре комнаты высится самая последняя модель БПЛА от Google – обтекаемая дельтовидная конструкция белого цвета с размахом крыла примерно в полтора метра. Аппарат весит всего 8,5 кг и может переносить грузы массой до 1,5 кг. Из горизонтального полета он переходит в вертикальное зависание и спускает груз на землю на лебедке.
Google уже провел серию испытаний БПЛА в австралийском штате Квинсленд, где законодательство, регулирующее эксплуатацию беспилотных аппаратов, более либерально, чем в США. Летные образцы успешно доставляли местным фермерам продукты и корм для собак. Как сообщало недавно американское издание Atlantic, один из прототипов подлетел к дому фермера Нила Парфита, завис в нескольких десятках метров над землей, опустил на тросе небольшой пакет собачьего корма и отбыл на базу.
Рой, который контролировал ход испытаний в Австралии, заранее приехал к Парфиту и вместе с ним ожидал прибытия дрона. "Было чрезвычайно интересно наблюдать за тем, как белоснежный аппарат завис у нас над головами, опустил пакет прямо нам под ноги, отцепил трос и улетел", - вспоминает он.
Помимо доставки продуктовых заказов у таких БПЛА есть и другие области применения. По словам представителей Google, беспилотники можно использовать для транспортировки грузов в районы стихийных бедствий. Один пример: грузовик, доставляющий помощь пострадавшим от наводнения, едет по размытой дороге. Когда водитель видит, что дальше уже не проехать, он останавливается и достает из кузова несколько беспилотных аппаратов.
К дронам прицепляют аккумуляторы, медикаменты, радиостанции или продукты, программируют их на доставку груза в определенную точку, а дальше они самостоятельно добираются до места, оставляют там груз и возвращаются за следующей партией. Таким образом, при помощи сравнительно небольшого числа БПЛА можно организовать непрерывный процесс снабжения пострадавших от стихии.
Тот же принцип можно применить к рассылке заказов, сделанных через интернет – компания Amazon уже предлагает такую услугу. Вместо того чтобы гонять тяжелый фургон от двери до двери, загрязняя воздух, водитель службы доставки может приехать в центр микрорайона и выпустить рой компактных автономных дронов, которые сами разнесут пакеты адресатам.
Существуют и другие прототипы БПЛА, которые могут найти применение в гуманитарных операциях – например, летающий мотоцикл Hoverbike или летающий автомобиль Maverick с пропеллером и парашютным крылом. Последний мог бы подбирать медработников из районов, в которых нет взлетно-посадочных полос и перевозить их в места, недоступные автомобильному транспорту. Французская компания Vaylon разрабатывает машину сходной конструкции под названием Pegase.
Пока не ясно, насколько подобные технологии пригодятся в реальных кризисных ситуациях. Ким Скривен – сотрудник Фонда гуманитарных инноваций, который поддерживает развитие новых технологий в области гуманитарной помощи – рассказал Би-би-си, что у таких проектов есть будущее, поскольку существенная доля затрат гуманитарных агентств приходится на транспорт.
Впрочем, Скривен оговаривается: "Транспортные средства, задействованные в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, должны быть живучими и ремонтопригодными".
Гуманитарные агентства, как правило, прибегают к услугам местных эксплуатантов техники и ремонтных организаций. Чтобы вписаться в эту схему, от летающих машин потребуются прочная конструкция, простота в эксплуатации и обслуживании.
Использование новейших достижений в области транспортных технологий для таких задач, как доставка покупок из магазина, может показаться излишней роскошью, но Google хочет заставить нас задуматься о возможности использования беспилотных аппаратов и для помощи людям в чрезвычайных ситуациях.
Источник: www.bbc.co.uk
|