Компания Airbus Defence and Space недавно представила вниманию общественности свой новый проект первой ступени ракеты-носителя многоразового использования, которая должна составить конкуренцию многоразовой ракете Falcon 9R компании SpaceX, которую пока так и не удалось успешно посадить назад на Землю, несмотря на две предпринятые попытки. Система ADvanced Expendable Launcher with INnovative engine Economy (Adeline) позволит сохранить после использования самые основные и дорогостоящие компоненты ракеты-носителя Ariane 6 - ее главные двигатели и авиационную электронику нового поколения. Помимо ракеты Ariane 6, система Adeline может быть использована в паре и с другими ракетами-носителями, которым еще только предстоит быть созданными.
Согласно информации, предоставленной компанией Airbus, на долю компонентов, которые входят в состав модуля Adeline, будет приходиться от 70 до 80 процентов от общей стоимости ракеты-носителя. Поэтому, если проект Adeline будет воплощен в реальности, он станет достаточно значительным шагом к созданию универсальной системы, запуск которой будет обходиться не столь дорого, как в нынешнее время. И это позволит компании Airbus укрепить свое положение в этом секторе рынка, в котором в последнее время становится слегка тесновато.
Система, лежащая в основе новой ракеты-носителя, по существу является отделяемым защищенным модулем, в котором будут установлены главные двигатели, система управления полетом и наведения ракеты. Выполнив свою основную задачу и находясь выше верхних слоев атмосферы Земли, модуль Adeline отделяется от первой ступени ракеты Ariane, от топливных баков, на долю которых приходится большая часть объема первой ступени. После этого модуль Adeline снова входит в атмосферу, возвращается к месту старта, совершает посадку на полосу специального аэродрома, и после проведения ремонта и профилактики модуль можно будет использовать повторно.
Согласно имеющейся информации, применение системы многоразового использования Adeline позволит сократить стоимость одного запуска приблизительно на 30 процентов. Разница между 30 и 70-80 процентами объясняется тем, что вернувшиеся на Землю узлы будут требовать полной или частичной разборки, сопровождаемой заменой вышедших из строя или отработавших свой ресурс узлов и деталей. А после этого модуль потребует проведения достаточно сложной процедуры повторной предполетной подготовки.
При полете в плотных слоях атмосферы Земли модуль Adeline действует подобно обычному беспилотнику, двигающемуся за счет небольших крыльев при помощи двух пропеллеров, которые выдвигаются с задней стороны модуля. Такой подход кардинально отличается от принципов действия многоразовой системы компании SpaceX, которая пытается сажать первую ступень ракеты Falcon 9 полностью, при помощи ее же основных реактивных двигателей и специальных посадочных опор.
Следует заметить, что разработка системы Adeline ведется компанией Airbus с 2010 года. В настоящее время специалисты компании произвели испытания виртуальной системы на математических моделях и создали масштабную модель возвращаемого модуля Adeline, которая совершила первый демонстрационный полет. Согласно планам Airbus, система Adeline должна быть готова к проведению запусков к 2025 году.
Источник: www.dailytechinfo.org
|